Главный книжный вопрос на сегодня не «что», а «где» и «как». Все больше людей покупают книги не в магазине, а в интернете. Все больше читателей бумажному формату предпочитают электронный. Есть ли шанс выжить у книги в ее традиционном виде? Что будет с традиционным способом презентации книжных новинок?
Восход интернета знаменует закат книжных магазинов
Благодаря электронным «читалкам» (Kindle, Sony Reader, украинский PocketBook) у текстов появился новый способ добраться до читателя. В небольшом аппарате может запросто уместиться целая библиотека. В помощь любителям «цифрового слова» — компьютеры, нетбуки, лэптопы, планштетники и смартфоны. Схема продаж довольно проста. Заплатив за книгу электронным образом в виртуальном магазине, покупатель может скачать нужный текст в приемлемом для своего аппарата формате (как правило, это PDF или EPUB). Электронные книги защищены от копирования так же, как это делается с музыкой в магазинах iStore. С юридической точки зрения, речь идет о покупке не книги, а персональной лицензии на нее, которая не подлежит передаче третьим лицам. Покупателю разрешается копировать электронный текст только шесть раз.
Стремительное развитие мобильного Интернета меняет отношение к печатному слову. Это наиболее заметно в США, где каждая десятая приобретенная в прошлом году книга была электронной. На сайте amazon каждая вторая книга добирается до читателя в новом формате. До последнего времени европейцы довольно скептически отзывались о будущем электронных книг, однако последние исследования показывают: ситуация на книжном рынке меняется куда быстрее ожидаемого.
Для редакторов крупных издательств электронные «читалки» уже стали частью обязательной частью служебного инвентаря. Они наконец-то избавились от необходимости таскать тяжелые рукописи. Для «непрофессиональных» читателей электронные книги становятся частью повседневности буквально на наших глазах.
«Мы наблюдаем, как формируется принципиально новый рынок», — заявил на днях Александр Шкипис, глава германского союза книжной торговли. По его данным, в ближайшие годы в продаже электронных книг собираются участвовать около 80% издательств ФРГ. Аналитики немецкого книготоргового лобби ожидают, что к 2015 году доля продаж изданий в «безбумажном» виде будет превышать 16% (0,5% в 2010 году).
Если прогнозам суждено сбыться, то владельцам небольших книжных магазинов с их неповторимой атмосферой следует готовиться к худшему. Растущее доминирование виртуальной торговли оттесняет их на периферию книжного рынка. В Германии на снижение оборотов жалуются даже такие книжные гиганты, как Hugendubel. Недавно в США после трех лет ухудшающейся торговли о своем банкротстве объявила вторая по величине сеть книжных магазинов Borders. Объясняя успехи лидеров книжного рынка из Barnes & Noble, аналитики говорят, что они вовремя распознали перспективы интернет-торговли.
Есть много причин заката книжных магазинов. Виноваты бизнес-модели мега-маркетов. Виноват amazon и сокращающееся свободное время. Виновата цифровая эпоха, затопившая нас многочисленными яркими раздражителями, изуродовав нашу способность к длительной концентрации внимания. Можно даже сказать, что виноваты и писатели, которые не производят ничего, что было бы способно оживить культуру и оправдать усилия, потраченные на чтение, полагает Süddeutsche Zeitung. Как бы там ни было, одновременность процессов — исторический факт: здесь — закат книжных магазинов, там — восход интернета. Одна модель упорядоченной презентации знаний исчезает и заменяется другой. Электронные книги — это еще один гвоздь в гроб книжных магазинов.
Революционная техника позволяет революционизировать и саму книгу. Благодаря разного рода обрамляющему материалу (примечания, графики, фотографии и видео), она может стать более многослойной, предлагая не только линейное путешествие от строчки к строчке и от страницы к странице, а настоящее погружение в свой мир. «Массовое использование устройств для чтения позволит визуализировать тексты», — предсказывает Свен Мурман. Для него как издателя книг по экономике новейшие тенденции открывают головокружительные возможности: вместо того, чтобы издавать книги небольшими тиражами, можно выпускать их исключительно в электронном виде. «В ближайшие годы доля электронных книг среди экономических изданий вырастет до 50-60%», — убежден Мурман.
Комментарии