Избыток гривни у банков стимулировал финансовые учреждения продвигаться в розницу с предложениями потребительского кредитования. Достаточно быстро пустовавшие столы кредитных менеджеров в торговых залах сетей супермаркетов заполнились. Уже сейчас в магазинах электроники и бытовой техники с легкостью можно найти от трех до пяти предложений от разных банков относительно помощи в покупке техники. Участники же рынка утверждают, что ощутили приток кредитных средств еще со второй половины прошлого года.
Ритейлеры рассчитывают на потребительское кредитование
«Кредитование во второй половине 2010 г. активизировалось, можно даже сказать, только появилось после кризиса,— говорит Роман Степановский, директор по маркетингу сети «Алло».— Доходы населения далеки от докризисного периода, к тому же дает о себе знать рост цен».
Так, например, один из участников рынка, характеризуя продажи компьютерной техники, рассказал, что на конец прошлого года в кредит продавалось около 10% товаров, тогда как в докризисный период этот показатель достигал 50%. Тем не менее он высказал надежду, что данный показатель продолжит свой рост в этом году.
Хотя участники рынка отмечают, что соотношение товаров, приобретенных в кредит и за наличные деньги, еще далеко от докризисного. «Единственным отличием от 2007-2008 гг., когда рынок потребительского кредитования был на своем пике, является то, что даже во второй половине декабря доля потребительских кредитов оставалась на своем пиковом уровне,— рассказывает Игорь Марийко, ведущий специалист отдела потребительского кредитования компании «Фокстрот. Техника для дома».— В предыдущие годы в этот период значительная часть товаров приобреталась за наличные, и, соответственно, удельный вес кредитных продаж значительно сокращался». По мнению эксперта, это свидетельствует о том, что у людей значительно сократились объемы наличных средств, и они были вынуждены делать подарки за счет приобретения техники с помощью потребительских кредитов.
Тем не менее ритейлеры рассчитывают, что наличие на рынке выгодных кредитных предложений станет позитивным фактором для увеличения емкости рынка. «Естественно, кредиты привлекают покупателей, становятся доступными долее дорогие устройства. Это может прямо повлиять на объем рынка»,— считает Роман Степановский. Не слишком же быстрое наращивание свободных наличных у покупателей для приобретения бытовой техники и электроники будет создавать предпосылки для дальнейшего наращивания предложений со стороны банков. «Этот факт дает основание для более-менее оптимистичного прогноза в отношении потребительского кредитования на 2011 г.— как минимум сохранение показателей 2010 г.,— прогнозирует Игорь Марийко.— Возможен даже плавный рост доли рынка, так как в потребительское кредитование начинают постепенно возвращаться игроки, которые покинули его на пике кризиса в 2009 г.».
В свою очередь, предложения банков становятся все более демократичными. Если раньше сроки кредитования ограничивались десятью месяцами или годом, то теперь все более распространенными становятся двухлетние кредиты. В нынешнем году в списке самых оборачиваемых товаров останутся ноутбуки, фототехника, мобильные телефоны. Рост будут демонстрировать зеркальные фотокамеры, коммуникаторы, планшетные ПК и другие гаджеты — фоторамки, электронные книги.
Даниил Нестеров
Комментарии - 1
какой-то лунопарк: доходы падают — кредитование растет (или надеются что будет расти). «Нет денег — вынуждены будут брать кредит» — это что-то новое…