Транспортная система одесского региона опять заблокирована: сотни контейнеров ожидают разгрузки, но скорость таможенного оформления позволяет пропускать в сутки лишь пару десятков.
Одесские и Ильичевские порты опять парализованы
Как сообщили в Одесском и Ильичевском портах, в регионе третий раз за последние полтора года наметился транспортный коллапс. В припортовых зонах скопились сотни автотранспортных средств, а в акватории гаваней — тысячи контейнеров, ожидающих разгрузки.
С начала января интенсивность таможенного оформления контейнеров для разгрузки в Одесском порту снизилась в пять раз, а в Ильичевском — в три раза, сообщают в Госслужбе морского и речного транспорта. По словам главы службы Сергея Крыжановского, есть вероятность полной остановки приема контейнеров, которые направляются в гавани Одессы и Ильичевска. По состоянию на пятницу только в Одессе на территории складов скопилось свыше 4 тыс. контейнеров, ожидающих разгрузки.
Ситуация продолжает ухудшаться. Как говорит замначальника Одесского порта Юрий Васьков, к воскресенью в припортовой зоне скопилось 7 тыс. контейнеров, готовых к вывозу. Если в пятницу интенсивность разгрузки контейнеров составляла 50-60 единиц в сутки (при норме в 300-400), то уже вчера она снизилась до 10-20. «Если ситуация не изменится, через два-три дня порт совсем остановит свою работу»,— говорит Юрий Васьков. По его словам, усиленный досмотр контейнеров таможенниками начался 14 января, однако с тех пор никаких официальных уведомлений либо объяснений ситуации со стороны таможенной службы в порт не поступало.
«Мы не понимаем, почему не выполняется поручение премьер-министра от 23 сентября, согласно которому транзитные контейнеры вообще не подлежат досмотру, а время досмотра импортных контейнеров не должно превышать двух часов»,— возмущаются в порту, уточняя, что сейчас почти 100% контейнеров не только досматриваются, но и подлежат полной выгрузке с комплексной ревизией и пересчетом товара. В результате таких действий убытки несут не только порты и грузовладельцы, но также железная дорога и автоперевозчики. В данный момент в Одесском порту и на подъездах к нему простаивают около 700 фур, поскольку въезд на территорию предприятия практически закрыт.
Особенно остро такая ситуация воспринимается транспортниками еще и потому, что в ноябре-декабре, после поручения премьера Николая Азарова разобраться в ситуации, процесс досмотра контейнеров в портах удалось привести к практически европейским нормам. По итогам визита премьера в Одессу в портах работала межведомственная комиссия по вопросам упрощения процедур контроля грузов, пассажиров и транспортных средств. Результатом ее работы стало вынесение на рассмотрение правительства предложений по поводу того, как ускорить процесс растаможки контейнеров.
Таможенники свои действия официально пока не прокомментировали. По аналогии с ситуацией, которая уже складывалась в портах Большой Одессы дважды в 2010 г. (летом и осенью), можно предположить, что основанием для более тщательного досмотра грузов стала борьба с контрабандой. Именно попытками обнаружить схемы нелегального ввоза товаров через Одесскую морскую границу объясняло тогда руководство Гостаможслужбы свои усердия. «Бизнес, который готов работать прозрачно, проходит оформление без проблем. А тот, кто стремится создать таможенникам проблемы, как видим, создает их лишь себе»,— заявлял тогда глава таможенной службы Игорь Калетник, адресуя свои обвинения тем, кто «на контрабандных схемах зарабатывал миллиарды гривень, не платя ни копейки в государственный бюджет».
Однако, по некоторым данным, на этот раз таможенники не являются инициаторами усиленного контроля. Более того, от сложившейся ситуации они сами терпят убытки: например, Южная таможня при плане поступлений от ввоза контейнеров в 40 млн. грн. в сутки сейчас получает менее 100 тыс. грн. По словам главы профсоюза автоперевозчиков Одесской области Дмитрия Охримчука, указание о тщательной проверке всех контейнеров поступило из СБУ. «Служба безопасности Одесской области направила письмо в Южную таможню, в котором сказано, что нужно полностью досматривать»,— говорит представитель транспортников.
В последнее время участились случаи обнаружения незаконного ввоза товаров в контейнерах через пункты пропуска в портах одесского региона. На днях таможенные органы отрапортовали о результатах проведенной совместно с налоговой милицией операции по обнаружении контрабанды. По ее результатам было выявлено 168 фактов нарушения закона по пересечению товарами границы, а также изъято незаконно ввезенных в Украину товарно-материальных ценностей на общую сумму 73,9 млн грн.
Комментарии - 1