В 2010 году общее количество товаров в покупательской корзине украинцев уменьшилось, зато она стала более здоровой.
В 2010 покупательская корзина украинцев стала более здоровой, но количество товаров в ней уменьшилось
По оценкам группы компаний Fozzy, в течение всего прошлого года большинство украинцев по-прежнему продолжали внимательно следить за расходами на питание. Общее количество товаров в корзине уменьшилось. Так, люди стали тщательнее относиться к приобретаемым продуктам.
«Мы зафиксировали сокращение объема разовой покупки при одновременном увеличении частоты визитов. Это означает, что даже потребители с невысоким уровнем дохода предпочитают приобретать сегодня меньшее количество товара, но более высокого качества. В то же время количество денег, которые граждане тратили на еду, осталось прежним либо незначительно выросло», - заявил вице-президент по маркетингу Fozzy Group Михаил Дудник.
Помимо этого, в 2010 году продовольственная корзинка украинцев стала более здоровой, доля товаров быстрого приготовления и полуфабрикатов в ней существенно сократилась.
В свою очередь, начальник отдела маркетинга ОАО Мироновский хлебопродукт Валерия Очеретная приводит пример: в прошлом году из 40 новинок предприятия в категории мясоколбасных изделий 38% пришлось на продукцию экономичного сегмента, 45% — на среднеценовой и лишь 17% - на ценовой сегмент выше среднего и премиальный. В межпродуктовых категориях дешевая рыба - до 22 грн/кг (сельдь, мойва, килька) - составила конкуренцию куриным окорочкам и продуктам из заменителей мяса, увеличившись в объеме потребления на 16%.Между тем, Очеретная отмечает, что есть несколько продуктовых категорий, от которых украинцы не способны отказаться. Например, от сала.
Согласно данным GfK Ukraine, только в первом полугодии 2010 года потребление сала выросло на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Динамику роста потребления компания зафиксировала также в таких категориях, как макаронные изделия, овощи и квас. Производители, которым удалось сделать акцент на здоровом образе жизни, смогли извлечь из этого экономическую выгоду. Так, относительно новые для рынка Украины категории — холодный чай и энергетики - на протяжении 2010 года показали рост на 12,3 и 21% соответственно. И это несмотря на то, что к продуктам первой необходимости (как и здоровому образу жизни) они никак не относятся. Между тем, пострадали соки.
«В прошлом году их потребление составило чуть более 13 л, хотя в 2008 г. оно было на уровне 17 л в год», - отмечает директор по маркетингу компании Сандора Елена Стоянова.
Улучшившаяся экономическая ситуация вернула в рацион украинцев и другие не самые полезные продукты.
По словам руководителя отдела исследования вкусов потребителей компании Крафт Фудз Украина Антонины Журавлевой, кризис наиболее негативно отобразился на так называемых импульсных группах товаров, таких как кофе «3 в 1», жевательная резинка, шоколадные батончики. Падение объемов по данным категориям оказалось на уровне 10-15%, по сравнению с 2008 годом.
«Но сейчас ситуация изменилась. Если в первой половине 2010 года мы еще наблюдали падение, то с осени начался прирост объемов продаж», - отметил эксперт.
Напомним, как отмечают аналитики компании Foyil Securities, в 2011 году можно ожидать не только дальнейшего роста потребительского сектора в Украине, но и ускорения темпов роста по сравнению с 2010 годом до 15-20%.
Комментарии - 8
Расчет ведется в денежном выражении, а не в шт. проданного товара.
Рост цен на продукты с лихвой покроет эти 15-20% роста.
А реально люди покупать будут столько же, а то и меньше.
По данным неназваных экспертов-аналитиков, сети строительных супермаркетов прогнозируют рост благосостояния украинцев в ближайшем будущем, — поскольку к концу 2010 года граждане стали активно инвестировать свои небольшие сбережения в покупку элитных и неэлитных орудий труда, — способных, по-видимому, помочь украинцам сделать жизнь лучше, — таких как вилы, топоры, грабли, лопаты, ломы и т. п. :)