Приблизительно оценен ущерб, который разгорающийся диоксиновый скандал наносит германской экономике, — около 60 млн евро в неделю. Обнаруженное в самом конце прошлого года многократное превышение нормы канцерогенного вещества в мясе трех кур-несушек обернулось уничтожением 100 тысяч потенциально опасных яиц и временным запретом на торговлю для 4 тысяч фермерских хозяйств, осложнением деловых отношений между ФРГ и остальным миром. «Сказ о том, как три курицы полмира испугали» — эту историю, ставшую в Германии сейчас главной, можно окрестить и так.
Взгляд из Франкфурта: Поле диоксиновой бойни
Упрощение, возможно, излишнее, если за тремя выборочными пробами усматривать полки птиц, несущих яйца с диоксином — канцерогенным веществом, способным вызвать целый букет недугов. Две недели назад превышение нормы этого ядовитого вещества в 2,5 раза было обнаружено в яйцах трех куриц-несушек из земли Северный Рейн-Вестфалия. Последующие изыскания привели государственных контролеров на фирму Harles und Jentzsch, поставляющую пищевые химикаты. В минувшие выходные санитарные службы официально объявили, что уровень диоксина в жировых добавках немецкой компании в 77 раз превышает допустимую норму. Предполагается, что около 3 тонн ядовитого жира уже разошлось по двум десяткам фирм, производящих корма. По некоторым оценкам, заражено может быть около 150 тысяч тонн корма.
Лихорадка, охватившая немецкую пищевую промышленность, приобретает все более устрашающие формы: сто тысяч яиц уничтожено, тысячи крупных производств временно лишены права на торговлю (в том числе и международную). Понятно поэтому, что из локального скандал быстро превратился в интернациональный: уже несколько стран приостановили экспорт немецкой мясной продукции (в их числе Южная Корея и Словакия). Россельхознадзор пригрозил запретом на ввоз в Россию продукции животного происхождения из Германии.
Министр сельского хозяйства ФРГ Илзе Айгнер выступила в воскресенье с заявлением, что защита потребителей являются для ее ведомства приоритетной. Немногочисленные «паршивые овцы», по словам министра, нанесли стране огромный экономический ущерб. «Глядя уже на первые находки, трудно избавиться от подозрения, что преступный умысел соединяется в данном случае с ужасающей методичностью», — так охарактеризовала действия компании Илзе Айгнер на страницах воскресной газеты Bild am Sonntag.
Лаборатории, специализирующиеся на тестировании продуктов питания, работают сейчас сверхурочно. Однако в пробах мяса куриц, индюшек и свиней каких-либо отклонений не обнаружено. Впрочем, химики осторожно замечают, что результаты еще не окончательно сформулированы. Желание пригасить пламя угадывается в очередном заявлении германского Минсельхоза: число закрытых на проверку ферм снизилось с 4700 до 4000. Стоит отметить, что неделю простоя германский фермерский союз оценивает приблизительно в 60 миллионов евро.
Как бы там ни было, для Harles und Jentzsch явно наступили плохие времена: фирма из Шлезвиг-Гольштейна подозревается в уклонении от налогов и мошенничестве. Как заявил в выходные представитель Минсельхоза, есть подозрения, что существующая уже более 30 лет компания под видом дорогих жировых добавок продавала своим клиентам жиры промышленного назначения. Разница в цене между ними превышает 100%. Происхождение диоксина, правда, остается неясным — технические жиры также не должны содержать это ядовитое вещество.
«Паршивая овца», кажется, найдена. Между тем, независимые эксперты из Foodwatch винят в случившемся немецкое правительство. Указывая на недостатки закона о защите потребителей, они усматривают в этом намеренное лоббирование интересов агропромышленного сектора. Глава Foodwatch Тило Боде убежден: руководство страны смотрит на происходящее сквозь пальцы, не желая допустить возможное снижение экспорта немецкой мясной продукции. Он напомнил, что в Германии производством корма занимаются 1700 компаний. Эксперт убежден, что каждая из пищевых добавок должна быть проверена на предмет соответствия нормам. «Только так можно предотвратить вялотекущее диоксиновое отравление», - заявил он.
Отчасти на справедливость этого упрека указывает и публикация в Spiegel. По данным журнала, контролеры Harles und Jentzsch обнаружили превышение нормы диоксина еще в марте прошлого года, однако скрыли эти данные от государственной проверки, которая проходила минувшим летом.
Виновникам диоксинового скандала грозит до пяти лет тюрьмы. У этой истории могут быть и другие долгосрочные последствия. Не исключено, что список «нечистых» производителей продуктов питания станет достоянием общественности. По оценкам немецкого союза контролеров пищевой промышленности, 25% работают небезупречно. Оценки довольно приблизительны: из-за ограниченности штата контролеров более полумиллиона немецких производителей продуктов питания власти проверяют не чаще раза в два года.
«Дело не в деньгах, а в знаниях. Осведомленные потребители могли бы различать фирмы, достойные доверия, и те, которых следовало бы избегать, — пишет Stuttgarter Zeitung. — Политики могли бы создать для этого условия: создать портал, способный быстро проинформировать потребителя».
Первый шаг в сторону прозрачности немецкие потребители сделали и без помощи политиков. В эти дни одной из самых популярных новинок для немецких смартфонов стала программа, помогающая определить родословную куриных яиц. Введя маркировочный код, отпечатанный на скорлупе, покупатель может выяснить, является ли поставщик клиентом Harles und Jentzsch. У этого сервиса, впрочем, есть и другая полезная функция: он помогает выяснить, насколько экологичен тот или иной продукт. Один немецкий медик намерен судиться с «Harles und Jentzsch». «Попытка убийства из алчности», — так он сформулировал свою жалобу. Журнал Focus, тем временем, приводит совет профессора из ганноверского университета. Эпидемиолог Томас Блаха говорит, что если есть ядовитые яйца вперемешку с неядовитыми, то уровень диоксина в организме снизится до неопасной нормы.
Комментарии