С тех пор как золото перестало быть деньгами, его ценность выросла в среднем на 75%...
Покупательная способность золота продолжает расти
Сегодня золото достигло «справедливой цены», говорит Билл Боннер (Bill Bonner), стародавний золотой жук и мой бывший босс и подельник в The Daily Reckoning.
Нет, он ещё не хочет продавать, если вообще когда-либо захочет, говорит Билл. Но время, когда золото было страшно недооценено (10 лет назад) точно окончилось. Инвесторы, изголодавшиеся по ценности, получили своё «возвращение к среднему», в виде 400% роста. То, что можно было купить на одну унцию 2000 лет назад, а именно, хорошо пошитый наряд, по любимому выражению Билла, снова стало правдой в конце 2010 года.
Отсюда начинается «спекуляция».
Забудем, что во времена Христа всю одежду изготавливали вручную местные мастера, а не склеивали дешевые рабочие руки в 6 тыс. или 10 тыс. километрах отсюда. Подходящий костюм для посещения Колизея или агоры был бы сшит портным, но лучшие современные портные, по крайней мере, в Нью-Йорке или Лондоне, попросят куда больше, чем $1340, которые можно получить, продав одну унцию золота.
Забудьте обо всем этом, потому что Билл высказал отличную идею…
10 лет назад золото продавалось по бросовым ценам, его реальная цена упала до самого низкого уровня с начала 1970-х, как демонстрирует график выше, взятый из великолепного исследования Роя Джестрама (Roy Jastram) «Золотая константа» (The Golden Constant), источник World Gold Council.
«Но всем было наплевать, никому это было не интересно», плакался мне очень пьяный лондонский дилер в конце прошлого года. «Я им посылал шутки, ссылки на порно-сайты только, чтобы клиенты прочитали мое сообщение, и я мог повторить простые слова: «купите золото сейчас же!»
«Но им было наплевать… Я даже не знаю, посмотрели ли они на порнуху…»
Сегодня и шагу не шагнёшь, чтобы не наступить на встревоженных инвесторов и бычьих хедж-фондов, которые рвутся в золото. Или так это показывают СМИ. Новые золотые дилеры онлайн и на Уолл-стрит растут как грибы, чтобы поймать розничный доллар, а вся историю стала такой старой, что появился даже календарь для финансовых писак (летний спад, индийские праздники урожая, квартальные отчеты Всемирного золотого совета, который содержится золотодобытчиками и окончание очередного года золотого соглашения Центральных банков). Куда ни глянь, последние два года продолжается самый важный спор: «Это точно пузырь, когда же он лопнет?»
Что касается тупого куска металла, то он продолжает притягивать новые деньги, подтягивая свою покупательную способность все ближе к пику 1980 года. Но снова взгляните на график. Хотя Рой Джастрам и увидел золотую константу в последних двух столетиях американских данных и четырех столетиях британских цена на золото, но краткосрочная волатильность просто потрясает и особенно за последние 39 лет.
«Покупательная способность золота больше не кажется нам недооцененной», пишет Билл Боннер. Насколько нам кажется, золото сегодня достигло справедливой цены. Поэтому вознаграждение сегодня другое, оно спекулятивное. Мы не можем ожидать заработка от того, что металл вернется к среднему, он уже туда вернулся».
Но что есть среднее покупательной способности золота, золотая константа Джастрама? По мнению BullionVault, оно взмыло вверх с тех пор, как Америка пустила доллар в свободное плавание в августе 1971 года. По сравнению с первыми 70 годами XX столетия покупательная способность золота выросла, в среднем, на 75%. Это кажется странным, потому что когда его перестали использовать в качестве денег, а его единственной сферой применения остались украшения, оно стало более ценным. Поэтому, несмотря на то, что его покупательная способность может казаться «константой» в течение длительной эпохи, с точки зрения Джастрама в 1977 году и огнедышащих золотых жуков 20 лет спустя, степень его полезности изменилась.
Золото стало значительно более полезным в качестве хранилища покупательной способности, хотя оно и перестало быть деньгами. Или скорее, потому что оно перестало быть деньгами в век, когда «каждое утро, когда я смотрю в зеркало, я думаю «что я сделаю сегодня, для того, чтобы увеличить предложение денег?...» Как помощник Ричарда Никсона Джон Эрлихман (John Ehrlichman), сказал члену правления ФРС Чарльзу Парди (Charles Pardee) в начале 70-х. Послевоенная экономическая политика на Западе была под впечатлением от Великой депрессии и в страхе от того, что если деньги не продолжают терять своей ценности, то потребительские расходы и инвестиции прекратятся.
Без инфляционной стимуляции капитал будет задерживаться в кошельках и на счетах инвесторов, так как его покупательная способность сегодня останется неизменной и в будущем. Хозяева сбережений смогут выбирать тратить им их или нет, так как их никто не заставлял менять или растить их деньги, чтобы поддерживать их текущую покупательную способность. Обесценивание их денег с помощью постоянной и очевидной инфляции загонит в магазины и офисы инвест компаний. Отсюда и появились сегодняшние цели постоянной и очевидной инфляции.
«Гарвардский профессор Кеннет Рогофф (Kenneth Rogoff) предлагает использовать всплеск инфляции, чтобы вытащить нас из спада», пишет принстонский профессор Пол Крюгман (Paul Krugman). «Я согласен… но если Центральным банкам и удастся получить хоть какую-то силу, то это произойдет только в случае проведения ими последовательной и долгосрочной инфляционной политики… а не двух-трех лет небольшого роста инфляции по версии Рогоффа».
Билл совершенно прав. Золото теперь является спекуляцией, но спекуляцией лишь по поводу вероятности того удастся ли профессорам убедить своих людей (будь то Мервин Кинг (Mervyn King) в Лондоне или Бен Бернанке (Ben Bernanke) в Вашингтоне) применить самую последнюю безумную выдумку – массивную эмиссию новых денег.
Какова будет цена полезности золота в качестве хранилища действительной ценности, если…когда…они добьются успеха?
Комментарии