В конце 2010 г. нефтепродуктовый рынок обуяла ценовая гонка, в пиковые периоды которой топливо за сутки дорожало на 15 коп. за литр. Так нефтетрейдеры по-хозяйски отреагировали на решение Верховной Рады ввести с 1 января 2011 г. повышенные ставки акцизных сборов. После Нового года эта динамика имеет все шансы продолжиться. На этот раз поводом могут послужить новые, более жесткие стандарты качества горючего.
Кошельки украинских автомобилистов скоро станут еще тоньше
2010 г. Минэнергоуголь решил завершить на мажорной ноте еще в конце ноября, когда по итогам встречи с трейдерами подопечные Юрия Бойко заявили о договоренности соблюдать ценовую стабильность на рынке. Уже через пару недель после этого заседания стало понятно, что нефтяники передумали: в течение первой половины декабря литр дизельного топлива и бензина А-95 вырос в цене более чем на 2% — до 7,15 и 7,85 грн. соответственно.
В принципе, обосновать эту динамику можно: на протяжении ноября (когда нефть закупается для переработки в декабре) черное золото на мировых рынках подорожало на 3% — до $85/баррель. А стоимость импортных нефтепродуктов за этот же период на границе Беларуси и Украины повысилась примерно на 10% — до $890/т. Но не стоит забывать, что на отечественном рынке уже полгода активно работает компания «Ливела», которая ввозит импортные нефтепродукты в страну без уплаты каких-либо налогов. Работать на таких условиях она смогла благодаря своей материнской структуре — украинско-польскому СП «Тайстра», на которое распространяются налоговые льготы. В последнее время «Ливела» стабильно ввозит по безналоговой схеме около 200 тыс. т горючего в месяц. Впоследствии топливо со скидкой перепродается многим отечественным трейдерам. Поэтому связывать рост цен на розничном рынке Украины с удорожанием импортного горючего не совсем правильно.
Более реалистичным поводом для смены табличек на стелах АЗС можно считать вступивший в силу 4 декабря Налоговый кодекс, в котором заложены повышенные ставки акцизных сборов на бензины и дизельное топливо. Согласно этому документу акциз на бензины увеличится на 37,9% — до 182 евро/т. Примерно на такую же величину вырастут сборы для солярки, с той лишь разницей, что для этого вида топлива акциз дифференцирован в зависимости от содержания серы. Например, ставка на наиболее качественное дизтопливо (с содержанием серы менее 0,005%) подскочит на 40% — до 42 евро/т, а для самого низкокачественного (с содержанием серы более 0,2%) акциз повышен на 38,5% —до 90 евро/т. Если новые ставки акцизов, вступающие в силу с 1 января 2011 г., заложить в розничные цены, то последние поднимутся примерно на 50 коп./л. Но, для того чтобы сделать этот скачок менее заметным, трейдеры начали перекладывать возросшую налоговую нагрузку на плечи автомобилистов еще с декабря 2010 г.
В такой ситуации отечественных любителей быстрой и комфортной езды может утешить лишь тот факт, что с 1 января 2011 г. в Украине вступают в силу новые стандарты качества производства нефтепродуктов, соответствующие европейским нормам EN228 (для бензинов) и EN590 (для дизеля). От действовавших многие годы ГОСТов они отличаются более низким допустимым содержанием серы и ароматических углеводородов в топливе. Правда, это нововведение будет работать в нашей стране с небольшими особенностями. Во-первых, новые стандарты распростанятся только на дизтопливо и высокооктановые бензины (для производителей А-76 и А-80 Минэнергоуголь решил оставить старые стандарты). Во-вторых, у Госпотребстандарта нет возможности контролировать соответствие горючего новым стандартам. Именно по этой причине ведомство Александра Матвийчука в течение последних двух лет не провело ни одной проверки топлива на АЗС. Но даже если комитет завалить бюджетными деньгами, то фальсификата, занимающего около 40% на украинском рынке нефтепродуктов, меньше не станет. Ведь отечественное законодательство обязывает Госпотребстандарт уведомлять трейдеров о проверках за десять дней. А как показывает практика, этого времени вполне достаточно, чтобы контрафактное горючее исчезло с проверяемой заправки.
Комментарии