Крупнейшие банковские ассоциации Украины – Украинский кредитно-банковский союз (УКБС) и Ассоциация украинских банков (АУБ) – просят власти страны отказаться от искусственного вытеснения с рынка небольших банков.
Банковские ассоциации Украины предупреждают об угрозах для экономики из-за искусственного вытеснения с рынка небольших банков
«Обеспокоенность представителей банковского сообщества вызывала перспектива искусственного перераспределения банковского рынка и уничтожения 2/3 банков Украины в результате делегирования Национальному банку Украины (НБУ) полномочий парламента в части установления нормативов капитала банков и внедрения ручного режима банковского регулирования, что предусмотрено законопроектом №0884», – указывается в пресс-релизе УКБС.
«Против целого сегмента украинских банков организован заговор. Это сознательная политика, направленная на вытеснение с рынка сотни банков, которые являются опорой малого и среднего бизнеса… Необходимо немедленно снять административный пресс с банков с украинским капиталом, отменив постановление НБУ №273 и изъяв из законопроекта №0884 статью об увеличении минимального уставного капитала банков до 500 млн грн (с 75 млн грн – ИФ)», – сообщается на веб-сайте АУБ.
Обе ассоциации также призывают Нацбанк активизировать диалог с финансовыми учреждениями в отношении определения перспектив развития отрасли.
«УКБС разработана концепция взаимодействия НБУ с институтами финансового рынка. В ее основу положены принципы взаимной открытости, эффективности и толерантности, что позволит усилить прозрачность деятельности госрегулятора и коллегиальность во время принятия системных решений», – указывается в пресс-релизе УКБС.
«АУБ стремится к честному и открытому диалогу, которого, к сожалению, пока нет», – вторят в АУБ.
Напомним, в июне 2010 года НБУ утвердил постановление №273, которым обязал банки сформировать регулятивный капитал в размере не менее 120 млн грн в период до 1 января 2012 года. Этим же постановлением НБУ запретил наращивать объем депозитов физических лиц тем банкам, которые имели регулятивный капитал ниже такого уровня.
Подготовленный ко второму чтению законопроект №0884, среди прочего, предусматривает увеличение требования к уставному капиталу новых банков с 75 млн грн до 500 млн грн. Эксперты считают, что закрепление абсолютного значения минимального уставного капитала на законодательном уровне ведет к ретрансляции этого требования на регулятивный капитал всех действующих банков.
В пресс-релизе УКБС отмечается, что принятие законопроекта №0884 в сложившейся редакции несет угрозу для стабильности банковской системы и экономики страны, поскольку в условиях избыточной закрытости НБУ и отсутствия контакта регулятора с общественностью, будет созданная система банковского надзора с возможностями принятия непрогнозируемых, волюнтаристских решений.
Кроме того, в УКБС и в АУБ подчеркивают, что стандарты, заложенные в законопроект, не соответствуют глобальным тенденциям, в частности, Базельским требованиям к структуре активов и капитала банков (Базель-2, Базель-3).
УКБС отмечает, что в Украине установлены значительно более жесткие требования к нормативам капитала: минимальный уставный капитал на момент создания банка в Украине составляет около EUR7 млн, а в странах Еврозоны – EUR5 млн. При этом в законопроекте вообще предусмотрено увеличение его размера до EUR45 млн, что значительно превышает аналогичные европейские требования.
Помимо того, УКБС отмечает, что реализацию стандартов Базель-3 во всем мире планируется проводить поэтапно – с 2013 и до 2019 года: это позволит зарубежным банкам постепенно аккумулировать капитал и при этом обеспечить финансирование кредитно-инвестиционных операций. При этом Базельские стандарты предусматривают повышения нормативов путем постепенного внедрения не абсолютных, как планируется в Украине, а относительных качественных показателей.
«Это позволит зарубежным банкам постепенно аккумулировать капитал и при этом обеспечить финансирование кредитно-инвестиционных операций. Зато украинские банки окажутся перед необходимостью проведения докапитализации за год в Украине. Хотя при нынешнем состоянии национальной экономики и нагромождении убыточности предприятий осуществить такой прирост капитала в Украине невозможно по объективным причинам», – подчеркивается в пресс-релизе УКБС.
«Применение новых требований к уже существующим банкам приведет к вытеснению этих (небольших – ИФ) банковских учреждений с рынка, что грубо нарушает конституционные нормы относительно защиты государством прав всех субъектов права собственности… Учитывая это АУБ предлагает предусмотреть соответствующие гарантии продолжения деятельности действующими банками и в законопроекте № 0884», – сообщается на веб-сайте АУБ.
При этом в АУБ подчеркивают, что большинство украинских банков регистрировались с уставным капиталом EUR3-5 млн, что соответствовало действующим на то время требованиям: подавляющая часть этих финучреждений уже длительное время работает на рынке, выполняя нормативы адекватности капитала и другие экономические нормативы НБУ.
Кроме того, в АУБ отмечают, что малые и средние банки демонстрировали прирост кредитования в течение прошлого кризисного года в отличие от тенденции, которая сложилась в целом по системе. При этом малые и средние банки с национальным капиталом преодолевали кризисные явления преимущественно без государственной финансовой поддержки.
«Сохранение относительной стабильности групп малых и средних банков не нуждалось в расходах со стороны государства на их рекапитализацию, а, следовательно, позволило сохранить бюджетные финансовые ресурсы во время кризиса», – подчеркивают в АУБ.
В АУБ также отмечают, что ликвидация нескольких небольших кредитно-финансовых учреждений не привела к формированию дефицита средств в украинской системе гарантирования депозитов: Фонд гарантирования вкладов физических лиц справился с выплатами вкладчикам таких банков без привлечения дополнительных средств от государства.
Комментарии