Вчера президент ветировал Налоговый кодекс. Противников фискальной реформы это не устроило, они обещают продолжить акции протеста.
Аналитика: Президент наложил не то вето
Месяц протестов предпринимателей по всей стране принес первый результат. Вчера президент Виктор Янукович сообщил, что ветировал принятый парламентом Налоговый кодекс. Об этом решении глава государства сообщил в аэропорту «Борисполь» перед отлетом на саммит ОБСЕ в Астану.
Правда, вето оказалось не совсем тем вето, на котором настаивали предприниматели. Фактически глава государства отправил документ на доработку в парламент. И если депутаты учтут пожелания главы государства, такой усовершенствованный документ Виктор Янукович подпишет.
Вчера это решение было доведено до протестующих на Майдане. Лидеров акций протеста на встрече в Кабмине ознакомили с позицией президента и предложили присоединиться к рабочей группе, которая будет разрабатывать изменения в кодекс. Однако протестующих такое развитие событий не устроило. Они увидели подвох в действиях власти. Ведь их основное требование заключалось в полном ветировании кодекса. По факту же получится, что в кодекс будут внесены лишь некоторые изменения, перечень которых предстоит составить рабочей группе. Как сказал президент, обратившись к премьеру и его заместителям, «кодекс нужно доработать по некоторым разделам, и по каким именно, я хотел бы сегодня услышать от вас».
«Мы настаиваем на том, что кодекс должен быть отменен полностью», — повторил основное требование представителей малого и среднего бизнеса Александр Данилюк, член организационного комитета протестующих. Он считает, что мелкими правками ситуацию не исправить — документ необходимо писать с чистого листа.
Глава фракции Партии регионов Александр Ефремов также не скрывает: вчерашнее вето не означает, что на принятом парламентом Налоговом кодексе поставлен крест. По словам депутата, парламенту не требуется преодолевать вето президента, для чего понадобилось бы 300 голосов. «Если поправки будут проголосованы, документ затем в целом можно принять 226 голосами», — заявил Ефремов. После этого кодекс будет снова передан на подписание президенту. Слова депутата подтверждают юристы. «С учетом замечаний, которые написал президент, это уже будет новый законопроект, и к нему будет применяться обычная процедура принятия, начиная с первого чтения», — сказала Татьяна Кузьменко, партнер юридической компании Astapov Lawyers. Она также отметила, что парламент постарается максимально ускорить процедуру прохождения законопроекта. Торопиться заставляет необходимость оперативного принятия бюджета на 2011 год, который должен базироваться на положениях нового Налогового кодекса. «Фактически документ могут принять даже за день. Это уже вопросы регламента», — говорит юрист.
Для внесения правок в Налоговый кодекс остались сутки. Уже завтра, 2 декабря, поправки должны быть переданы в парламент и проголосованы.
СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ ПО ЛЕГКОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ*
Место в рейтинге | Страна | Количество налогов | Время, необходимое на оплату налогов, часов | Общая налоговая нагрузка на бизнес, % |
1 |
Мальдивы
|
3
|
0
|
9,3
|
2 |
Катар
|
3
|
36
|
11,3
|
3 |
Гонконг
|
3
|
80
|
24,1
|
4 |
Сингапур
|
5
|
84
|
25,4
|
5 |
ОАЭ
|
14
|
12
|
14,1
|
6 |
Саудовская Аравия
|
14
|
79
|
14,5
|
7 |
Ирландия
|
9
|
76
|
26,5
|
8 |
Оман
|
14
|
62
|
21,6
|
9 |
Кувейт
|
15
|
118
|
15,5
|
10 |
Канада
|
8
|
131
|
29,2
|
…61 |
Грузия
|
18
|
387
|
15,3
|
105 |
Россия
|
11
|
320
|
46,5
|
106 |
Молдова
|
48
|
228
|
30,9
|
181 |
Украина
|
135
|
657
|
55,5
|
183 |
Беларусь
|
82
|
798
|
80,4
|
* по сумме критериев – количество налогов, время, необходимое на оплату налогов и общая налоговая нагрузка на бизнес
Данные Всемирного банка
По словам лидера фракции Партии регионов Александра Ефремова, у президента возникли замечания к Налоговому кодексу по 11 направлениям. В частности в коррекции нуждаются положения, которыми значительно расширяются полномочия налоговиков.
Также существенный реверанс будет сделан в сторону малого и среднего бизнеса. «Часть этих норм [касающихся налогообложения малого и среднего бизнеса] надо как минимум либерализировать», — уверен Олег Царев, народный депутат-«регионал», член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.
Кодекс с оглядкой на МВФ
Правда, в этой части возможности правительства ограничены требованиями МВФ, который настаивает на ужесточении фискальных норм для мелких предпринимателей. Чиновники могут лишь несущественно увеличить для предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения, предельный оборот — до 800 тыс. грн в год (при условии использования кассового аппарата) — и количество сотрудников, которых могут нанимать «упрощенцы» (с 4 до 6 человек), расширить список видов деятельности, доступных для «упрощенцев» (могут быть разрешены операции с ювелирными изделиями и драгметаллами). Наиболее скандальную норму — отмену «упрощенки» для юридических лиц — чиновники также готовы обсуждать, однако ничего не обещают наверняка. «Возможно, нам следовало сохранить эту возможность для юрлиц, параллельно предусмотрев какие-то другие механизмы в целях исключения махинаций», — говорит замминистра финансов Татьяна Ефименко. Также в ответ на требования предпринимателей в правительстве не исключают, что будут внесены правки в разделы, касающиеся платежей в Пенсионный фонд и единого социального взноса.
Чиновники не сомневаются, что процесс будет организован оперативно и новый бюджет, как того и требует МВФ, будет основан на положениях нового кодекса. «У нас еще есть время, чтобы доработать Налоговый кодекс, а затем принять на основе его положений государственный бюджет на следующий год», — отмечает Олег Царев. В то же время представитель парламентской оппозиции депутат Сергей Власенко уверен, что «никаких глобальных изменений поправки нести не будут».
Требования предпринимателей
|
Уступки, на которые готово пойти правительство*
|
- Ветирование Налогового кодекса
- роспуск парламента и проведение досрочных выборов в марте 2011 года
- отставка правительства
|
Увеличение максимального количества сотрудников предприятия, находящегося на единой системе налогообложения, до 6 человек (в Налоговом кодексе - 4)
|
Увеличение максимально допустимого ежегодного оборота предприятия, находящегося на единой системе налогообложения, до 800 тыс. грн при установке кассового аппарата (в Налоговом кодексе - 600 тыс. грн при установке кассового аппарата и 300 тыс. грн – без)
|
|
Допускается отклонение отчетности по РРО (регистратор расчетных операций) от фактических показателей в пределах 10%
|
|
Отсрочки введения некоторых положений Кодекса
|
|
Отсрочки введения штрафных санкций за нарушения в форме отчетности до конца 2011 года
|
* озвучены первым вице-премьером Андреем Ключевым и министром финансов Федором Ярошенко
Улица — против уступок Кабмина
Тем временем среди предпринимателей — участников акций протеста — уже давно нет единства. По данным «Дела», на Майдане существует несколько лагерей, несколько групп преговорщиков, и даже две кассы. Однако позиция всех групп в отношении президентского вето совпала. Предложенный президентом вариант, хотя и названный заветным для протестующих словом «вето», не устроил Майдан. «Мы требуем полностью заветировать кодекс, чтобы он прекратил свое существование. Бюджет должен быть принят на основе действующего законодательства. Новый кодекс должен быть разработан по правилам регуляторной политики и вступить в действие с 1 января 2012 года», — заявил представитель Координационного совета предпринимателей Украины Владимир Дорош. В силе сохранился и политический блок требований — отставка парламента и перевыборы в Верховную Раду в марте следующего года.
Предприниматели также по состоянию на вчера не смогли определиться с представителями, которые войдут от них в рабочую группу по Налоговому кодексу. «Среди представителей власти нет переговорщиков, готовых прислушиваться к позиции бизнеса», — констатировал Александр Данилюк. Завтра, когда парламент будет принимать решение по поправкам президента, предприниматели намерены провести масштабный митинг, чтобы не допустить манипуляций с кодексом и не оставить шансов на его принятие в этом году.
НАИБОЛЕЕ СПОРНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА:
• Запрет работать по упрощенной системе налогообложения (едином налоге) для юридических лиц
• Сокращение видов деятельности, по которым можно работать на едином налоге
• Уменьшение предельного оборота для упрощенной системы налогообложения: до 300 тыс. грн без использования кассового аппарата, и до 600 тыс. грн — с использованием кассового аппарата
• Значительное расширение полномочий налоговых органов
• Право Налоговой администрации проводить не только документальные, но и фактические проверки, что традиционно относится к следственной деятельности
• Право Налоговой администрации применять административный арест имущества налогоплательщика в случае «непредоставления для проверки документов, их копий»
• Расширение функций Налоговой администрации в сфере непрямых методов начисления налогов исходя из предполагаемых доходов граждан
• Право Налоговой администрации на доступ ко всем помещениям и имуществу предприятия, связанных с производством и/или получением дополнительной прибыли
• Увеличен перечень оснований для проведения внеплановых проверок
• Нет ограничений по количеству проверок одного предприятия.
Комментарии - 1
1. если и платятся налоги в ПФ предпринимателем, то почему эти налоги должны платить пенсионеры (которые уже заработали себе на пенсию) и совместители (которые ещё работают, допустим, на двух работах, и платят в ПФ с двух зарплат, что далеко превышает взносы на минимальгую пенсию.....) это противозаконно!!!
2. нив коем случае нельзя вводить норму о том, что затраты на услуги ЧП-физ.лиц нельзя включать в валовые расходы предприятиям на общей системе налогообложения!!!- это это создаёт неравные условия для разных форм организации бизнеса и противоречит многим законам(«О предпринимательстве», «О конкуренции (по смыслу», и т.д.
3. когда говорят о смерти малого и среднего бизнеса, почему-то постоянно говорят только о предпринимателях-ФЗ, а малые и средние юр.лица???!!! Сопоставим, в сфере услуг, юр.лицо и ФЗ: и там, и там работаюет по 7 человек, объём у юр.лица до 1 млн.грн. в год, у ФЗ — до 500 тыс. в год,
при мес. объёме 20 тыс. -у ЮЛ — ЕН(10% без НДС)- 2 тыс.грн., у ФЗ — ЕН(при ставке- 200 грн.)- 800 грн.
при мес.объёме -30, 40, 50, 60,......80 тыс. грн.,-ЕН у ЮЛ — 3, 4, 5, 6, ...8 тыс., у ФЗ — при тех же показателях (до 40 тыс. грн.)- всё те же 800 грн. Вместе с тем ФЗ по последним вариантам идут навстречу, а ЮЛ ЕН отменили вообще????!!! Какая логика??? Тем более, что в сфере услуг практически нет налогового кредита по НДС, и налоги автоматичеки вырастают в 2 раза (ЕН-10%, НДС-20%, это без налога на прибыль, и др. налогов). Мы уже работали на общей системе, были в убытках (до 2008 г. сдавали отчёты в ГНИ, как будто бы мы работаем на общей, хотя были на ЕН), спец. бух должен вести НДС, при проверках всё равно что-то находили и штрфовали — зачем это всё? Мы много лет исправно платим налоги, в т.ч. и на з/пл, а зар/л у нас далеко на миним.При работе с НДС мы не сможем развиваться, проводить какие-то социальные выплаты и т.д. Будет плохо и для работников (замарозятся или уменьшатся зарплаты), и для потребителей (вынуждены будем поднимать цены на услуги). Ни в коем случае нельзя убирать ЕН для малых предприятий сферы услуг (мастерские по ремонту бытовой техники, сервисные центры по ремонту и техническому обслуживанию, швейники, парикмахерские и т.д.) Надеюсь, что меня услышат