У большинства компаний нет средств на реализацию амбициозных планов, вынашиваемых в период бума на украинском рынке недвижимости.
Инвесторы массово замораживают проекты по строительству небоскребов
К тому же использование по максимуму каждого клочка земли потеряло смысл — участки в период экономического кризиса подешевели, а строительство сверхвысоких зданий, для которого необходимо применять импортные материалы и дорогие технологии, так и осталось весьма затратным. И никто не дает гарантии, что девелоперам после сдачи объектов в эксплуатацию удастся выгодно пристроить свои квадраты, ведь арендаторы сейчас тоже вынуждены экономить.
Инвесторы излечились от гигантомании
Сейчас в нашей стране насчитывается 46 экспериментальных высотных проектов, которые находятся на разных стадиях реализации (уже готовые, строящиеся, а также проектируемые сооружения). К ним относятся здания высотой более 73,5 м: до сентября 2009 года для них не были утверждены государственные строительные нормы (теперь же экспериментальными считаются здания высотой от 100 м).
Каждый подобный объект нужно не только согласовывать в местных органах власти и разрешительных структурах, но и дополнительно проводить десятки дорогостоящих исследований, отчитываться по техническим вопросам перед различными профильными НИИ, получать одобрения от научно-технического совета при Минрегионстрое.
И если до кризиса все эти сложности не останавливали застройщиков, соревновавшихся между собой в дороговизне и престижности объектов, то теперь большинство из них заморожены.
Ничего не слышно в последнее время о многочисленных сверхвысотных проектах киевского архитектора Сергея Бабушкина, который предлагал возвести несколько небоскребов высотой свыше 200 м на улицах Рыбальской (между домами №22 и 24), Щорса, 30, Б. Васильковской (во дворе планетария) и у станции метро «Левобережная». В связи с разорением компании «Градострой» канул в Лету и проект комплекса на улице Здолбуновской с офисным блоком в 60 этажей и первым на территории Украины подводным рестораном на 450 мест.
Счастливое исключение составляют разве что 113-метровый бизнес-центр «101 Tower» на улице Льва Толстого, 57 (застройщик — «К.А.Н. Девелопмент») и 138-метровый (35 уровней) многофункциональный комплекс на Спортивной площади, 1 (застройщик — «ТриО»). На первом объекте возведено 10 этажей, а второй почти готов.
В регионах, где сверхвысоких свечек анонсировано не так много, как в Киеве, ситуация не лучше. К примеру, компания «Харьков– Москва» приостановила согласование строительства в центре Харькова, на улице Пушкинской, 2, международного бизнес-центра «Европа» (126 м). В Донецке так и не началось сооружение 120-метровой гостиницы.
По словам руководителя архитектурной компании «Дольник и Ко» Александра Дольника, в ближайшем будущем не стоит ожидать и начала возведения высотной части (200-метровой башни) многофункционального комплекса «Брама» компанией Alef Estate в Днепропетровске. Сейчас застройщик работает над менее затратными составляющими объекта, а строительство башни отложено на три-четыре года.
Режут, чтоб было дешевле
Собственникам введенных в эксплуатацию и строящихся объектов в ближайшее время не стоит опасаться конкуренции. Ведь, как сказал заместитель начальника управления архитектурно-конструктивных и инженерных систем зданий и сооружений Минрегионстроя Вадим Евстафьев, с 2008 года ни одна компания не пыталась начать согласование нового экспериментального проекта.
Главная причина потери интереса к возведению небоскребов состоит в том, что застройщики стали более реалистично рассматривать свои финансовые возможности и пытаются сэкономить, а не тратить лишние деньги на утверждение сверхвысотных объектов.
«Вопреки распространенному мнению о возможности, благодаря, сооружению сверхвысотных зданий, получить более дешевые квадратные метры, такое строительство как минимум на 15–30% дороже обычного.
Помимо разработки и утверждения самого проекта, значительно больше средств уходит на проведение всевозможных исследований, экспериментов, а также самих строительных работ, особенно на высоте. В таких домах идет потеря полезных площадей, которые можно было бы продать или сдать в аренду из-за необходимости, к примеру, сооружать дополнительные лифтовые шахты, технические этажи и пр. Возникают сложности и с их дальнейшей эксплуатацией.
Ведь нужно обеспечить бесперебойную работу тех же лифтов, систем мусороудаления, пожарной безопасности», — говорит г-н Евстафьев. Эксперт подсчитал, что строительство качественного здания высотой более 100 м обойдется почти в 100 млн. долларов. Причем выгнать коробку — не самая сложная задача.
Ощутимых затрат требует инженерное оснащение, которое необходимо для сдачи дома в эксплуатацию. Именно поэтому заброшены многие уже казалось бы готовые объекты. Не желая тратиться на проведение исследований и дорогостоящие высотные и инженерные работы, застройщики теперь стараются не превышать 100-метровую планку, а иногда ради экономии понижают этажность уже согласованных проектов.
По словам руководителя проектной мастерской «Архиматика», разрабатывавшей проект столичного бизнес-центра «101 Tower», Александра Попова, у инвесторов, финансировавших возведение сверхвысотных зданий, поубавилось энтузиазма еще и потому, что они не могут предугадать уровень спроса на свои объекты, а следовательно, просчитать, будут ли они прибыльными.
«Строительство небоскреба, который, как и многие мелкие бизнес-центры, потом останется невостребованным на рынке, любую компанию может сделать банкротом», — подчеркнул г-н Попов. К тому же многие сверхвысотки были утверждены на окраинах Киева, где стоимость земли снизилась, а ведь такие проекты прибыльны лишь там, где участки стоят слишком дорого и из них нужно выжать по максимуму.
Комментарии - 1