Крупнейшая экономика еврозоны выросла в 3-м квартале, как и ожидалось, на 0,7%. Эксперты отмечают улучшение качества подъема. Куда хуже преодолевают последствия кризиса Франция, Италия, Испания и Нидерланды.
Немецкая экономика остаётся локомотивом Европы
В Германии продолжается устойчивый экономический подъем. В третьем квартале ее валовой внутренний продукт увеличился по сравнению с предыдущим трехмесячным периодом на 0,7%, сообщило Федеральное статистическое ведомство в Висбадене. Одновременно оно пересмотрело в сторону повышения опубликованные ранее показатели за первые два квартала 2010 года. Согласно уточненным данным, темпы народнохозяйственного роста составили с января по март 0,6% (прежний подсчет: 0,5%), а с апреля по июнь — 2,3% (прежний подсчет: 2,2%).
С точки зрения в Германии с июля по сентябрь произошло замедление экономического развития. Однако после того экстраординарного рывка, который был сделан во втором квартале, снижение темпов роста было неминуемо, и эксперты его единодушно предсказывали. Если же сравнить полученные теперь показатели с аналогичным периодом 2009 года, то увеличение объемов ВВП составило весьма впечатляющие 3,9%.
Немцы стали охотнее тратить деньги, что дает импульс экономикам всех стран Еврозоны. Таким образом, немецкая экономика остается «локомотивом» Еврозоны. Рост суммарного ВВП 16 стран, перешедших на валюту евро, составил в третьем квартале, согласно опубликованным 12 ноября данным европейского статистического ведомства Eurostat, 0,4% по сравнению с предыдущим трехмесячным периодом и 1,9% в годовом исчислении. В обоих случаях это существенно меньше, чем в Германии. Лишь в трех относительно небольших странах, участвующих в валютном союзе, поступательное движение было летом и в начале осени еще более быстрым, чем в ФРГ: в Финляндии, Австрии и Словакии.
Что же касается наиболее крупных государств Еврозоны, то они представили по итогам третьего квартала в основном разочаровывающие результаты. Так, в Италии рост валового внутреннего продукта составил всего 0,2% в квартальном и 1% в годовом исчислении (во втором квартале соответствующие показатели еще достигали 0,5% и 1,3%). В Нидерландах объемы ВВП даже уменьшились на минимальные 0,1%, что стало неприятным сюрпризом для специалистов, ожидавших увеличения на 0,5%. Тем не менее, годовой показатель роста в Голландии пока находится на вполне приемлемом уровне в 1,8%.
Очевидная нехватка вспомогательного паровоза
А вот Испании, наоборот, удалось превзойти ожидания экспертов: вместо падения на 0,1% был зафиксирован нулевой рост. Впрочем, стагнацию в некогда столь успешно развивавшейся экономике вряд ли можно считать большим достижением. Тем более что за год ВВП Испании увеличился всего на 0,2%. Правда, это был первый показатель роста за семь кварталов.
Особенно настораживает ситуация во Франции. Проблема не в том, что в третьем квартале поступательное движение по сравнению со вторым кварталом замедлилось: такая тенденция предсказывалась и подтвердилась в абсолютном большинстве стран с валютой евро. Куда тревожнее то, что вторая по величине экономика Еврозоны по-прежнему явно не в состоянии взять на себя в регионе даже роль «вспомогательного паровоза». Если с апреля по июнь французский ВВП увеличился по сравнению с предыдущим трехмесячным периодом на 0,7%, то в третьем квартале вместо ожидавшегося роста в 0,5% были зафиксированы лишь 0,4%.
В такой ситуации еще больше возрастает роль Германии как экономического мотора Еврозоны и всей Европы. При этом принципиальное значение приобретает тенденция, четко обозначившаяся именно в третьем квартале: вслед за экспортом все более зримый вклад в экономическое выздоровление начал вносить внутренний рынок. Здешние аналитики подчеркивают, что заметное оживление спроса внутри страны улучшает качество подъема, делая его более сбалансированным и менее зависимым от внешних рынков.
Одновременно готовность немецких фирм и потребителей тратить больше денег на товары и услуги дает дополнительный импульс торговым партнерам Германии по Еврозоне. Так, очевидные экономические успехи Австрии нынешним летом и осенью в немалой степени связаны именно с оживлением немецкого рынка, ведь на Германию приходится примерно треть австрийской внешней торговли.
Андрей Гурков
Комментарии