Участники прошедшего в Сеуле саммита G20 предостерегли друг друга от излишнего оптимизма - кризис еще до конца не побежден, в частности страны еврозоны столкнулись с новым витком долговых проблем. С трудностями решено бороться сообща, в том числе не допуская чрезмерных колебаний валютных курсов и искусственной девальвации валют - на какой-то момент одна страна может счесть это выгодным, но в итоге последствия для всех будут негативными.
Итоги саммита G20: отказ от «валютных войн» и курс на завершение кризиса
В итоговых документах саммита указаны меры, призванные обеспечить стабильный и уверенный рост мировой экономики, а также намечен курс на продолжение реформ финансового регулирования. Лидеры «двадцатки» надеются, что следующий саммит, который состоится через год, уже будет посткризисным.
В четверг-пятницу в Сеуле состоялся пятый саммит «большой двадцатки», участники которого обсудили способы исцеления мировой экономики и избавления ее в будущем от финансовых потрясений. Именно в формате G20 ведущие страны сообща боролись с кризисом 2008 года, который мог привести мир к ситуации, подобной «великой депрессии» 30-х годов прошлого века.
Президент России Дмитрий Медведев сообщил, что доволен саммитом «двадцатки» и отметил, что лидеры научились слушать и слышать друг друга и договариваться. Тем для разговоров было немало.
Кризис еще не побежден
В четверг лидеры «двадцатки» начали обсуждение плана стабилизации мировой экономики. Хотя антикризисные меры ряда стран, в том числе Южной Кореи, признаны эффективными, экономисты предупреждают, что окончательный выход еще не найден.
В пятницу обсуждение продолжилось - председатель КНР Ху Цзиньтао отметил, что восстановление мировой экономики является слабым и несбалансированным, усиливается несогласованность экономической политики ведущих стран. По его мнению, для решения этих проблем необходимо укрепление международного взаимодействия. При этом должны учитываться особенности каждой страны, уровень ее развития и право на выбор собственной экономической модели, добавил китайский лидер.
Еще одним признаком того, что кризис до конца не побежден, являются европейские долговые проблемы. Лидеры G20 обсудили долговой кризис в Ирландии и других странах еврозоны. В последнее время доходность гособлигаций обремененных долгами стран ЕС, включая Ирландию, Грецию и Испанию, заметно увеличивается, что ослабляет позиции евро на валютном рынке.
«Локомотивы» еврозоны, в первую очередь Германия, готовы к просьбам о помощи со стороны жертв долгового кризиса, но отмечают, что каждая страна должна самостоятельно решать вопрос о необходимости финансовой поддержки извне. Накануне министр финансов Франции Кристин Лагард выразила мнение, что инвесторы должны нести часть расходов при реструктуризации суверенных долгов периферийных стран Европы. С аналогичным предложением ранее выступала канцлер ФРГ Ангела Меркель.
Премьер-министр Ирландии Брайан Коуэн в этой связи заявил, что такие идеи вызвали непредусмотренную реакцию рынка в виде рекордного роста спреда по десятилетним гособлигациям в конце текущей недели. Согласно проведенному агентством Bloomberg опросу, большинство инвесторов, аналитиков и трейдеров считают дефолт Ирландии вероятным, тогда как нынешним летом таких пессимистов было втрое меньше. Судя по всему, пока страсти решено не накалять - из совместного заявления пятерки лидирующих европейских стран следует, что финансовое участие частных инвесторов в случае реструктуризации госдолга стран ЕС в настоящий момент не предусматривается.
В свою очередь, помощник президента РФ Аркадий Дворкович заверил, что Россия не планировала размещать свои суверенные активы в Ирландии, равно как и в других странах с проблемной экономикой.
Долой валютные войны!
Основная экономическая тема саммита «двадцатки» - противодействие так называемым «валютным войнам». На минувшей неделе ФРС США озвучила планы по покупке гособлигаций на сумму 600 миллиардов долларов. В адрес властей страны тут же посыпались упреки в желании удешевить доллар и получить конкурентное преимущество в экспорте. За последние шесть месяцев американская валюта подешевела к иене на 11%, а к евро - на 8,2%. Это может привести к общей нестабильности в мире, надуть «пузыри» на рынках и вызвать всплеск инфляции в ряде стран, считают критики.
По словам Дворковича, G20 не обсуждала конкретное решение ФРС США, речь шла о проблеме искусственной девальвации национальных валют в целом. По итогам саммита было принято решение не допускать чрезмерных колебаний валютных курсов, а также воздерживаться от конкурентной девальвации валют, направленной на стимулирование экономического роста. Эти совместные меры помогут снизить риск излишней волатильности потоков капитала, с которой сталкиваются некоторые страны с формирующимся рынком, заявили лидеры «двадцатки».
В четверг, отвечая на вопрос о возможности начала «валютных войн», Кудрин согласился, что «проблемы могут обостриться и риски есть», поэтому ни одна страна не должна создавать себе преференции за счет других. Российские власти в период кризиса к искусственному ослаблению национальной валюты не прибегали - для управляемой девальвации рубля в конце 2008 - начале 2009 года были объективные предпосылки: резкое падение цен на нефть и отток капитала. При этом ЦБ постарался избежать резких скачков курса - рубль тогда обесценился по отношению к бивалютной корзине (0,55 доллара и 0,45 евро) на 35%, но плавно.
Выступая на пресс-конференции по итогам саммита, Медведев заявил, что благодаря принятым в Сеуле решениям угроза «валютных войн» стала значительно ниже. В настоящий момент глава государства не видит серьезных угроз стабильности рубля, а достижение понимания между странами - эмитентами резервных валют считает важным положительным итогом саммита.
Также в документах, подписанных по итогам саммита в Сеуле, зафиксировано стремление двигаться в направлении систем обменных курсов, в большей степени определяемых рыночной конъюнктурой и точнее отражающих основные экономические показатели.
Глобальные итоги
По итогам саммита лидеры «двадцатки» приняли ряд документов, в том числе итоговую декларацию. Приняты и другие документы, в частности, рамочное соглашение по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, Сеульский консенсус в области устойчивого роста, планы действий в области развития, рассчитанные на несколько лет, и антикоррупционный план действий.
Лидеры «двадцатки» обязались осуществить ряд структурных реформ, которые будут активизировать и поддерживать глобальный спрос, стимулировать создание рабочих мест и увеличивать потенциал роста. Доля развивающихся стран в мировом производстве и торговле растет, с учетом этого цели роста мировой экономики, перебалансировка мирового спроса и развития становятся все более взаимосвязанными. Следует устранять препятствия для обеспечения роста в развивающихся странах, в особенности в странах с низкими доходами. Лидеры G20 договорились о беспошлинном доступе бедных стран на рынки «двадцатки».
В ходе мероприятия была достигнута договоренность о создании группы экспертов высокого уровня по инвестициям в инфраструктуру, в том числе в сфере энергетики, транспорта, коммуникаций, водоснабжения и т.п. G20 поручила банкам развития увеличить финансирование инфраструктуры бедных стран.
Фининституты: курс на реформы
Стороны также приняли вспомогательный документ, касающийся обязательств участников «двадцатки» по вопросам финансово-экономической политики. Лидеры G20 одобрили инициативу Южной Кореи по глобальной сети финбезопасности, сообщил Дворкович. Массовый приток и вывоз спекулятивных средств из стран с растущими экономиками создает факторы нестабильности для экономического развития.
На саммите было решено воздерживаться от торгового и финансового протекционизма, а также указано на необходимость скорейшего завершения Дохийского раунда переговоров по мировой торговле.
Участники мероприятия подтвердили намерение продолжить реформы, касающиеся финансового регулирования. В частности, будут внедрены новые стандарты капитала и ликвидности в отношении банковского сектора. Это поможет решить проблемы компаний «слишком больших и сложных, чтобы обанкротиться». Банкротство значимых финансовых институтов должно происходить без рисков для финансовой системы, и налогоплательщики не должны нести затраты по ликвидации таких компаний, говорится в соответствующем рамочном соглашении.
Ряд требований к банкам прописан в одобренных на саммите нормах регулирования банковской деятельности «Базель III», внедрение которых начнется с 1 января 2013 года. Медведев выразил уверенность, что российские банки не пострадают от этого нововведения. «Мы знаем, что есть недостатки, и работа по единым современным принципам ей (банковской системе - ред.) не повредит», - подчеркнул он.
Глава второго крупнейшего банка РФ, ВТБ, Андрей Костин также заверил РИА Новости, что переход на «Базель III» для банковского сектора не проблема. «Для западноевропейских банков, японских в частности, это, конечно, усиление требований. Для нас по основным показателям, например требованию к капиталу, это не является проблемой», - сказал он.
Грядущие новации
Следующий саммит «большой двадцатки», который пройдет во Франции через год, а не через полгода, как было до этого, уже будет посткризисным, констатировал президент РФ. Министрам финансов поручено продолжить работу и утвердить индикаторы определения макроэкономической политики, которые должны способствовать принятию мер по устранению дисбалансов.
Участники саммита обозначили некоторые проблемы, которые предстоит решать в будущем. В частности, они попросили Всемирный банк разработать меры по улучшению информации о запасах продовольствия в странах и регионах, а также прогнозов производства. По их мнению, это позволит совершенствовать систему регулирования рисков изменения цен на продовольствие и другие сельхозтовары, без искажения рыночного поведения, для защиты наиболее уязвимых слоев населения.
Медведев заявил, что Россия будет добиваться принятия G20 конвенции о недопущении разливов нефти. По его словам, действующая международная правовая база не позволяет эффективно предотвращать последствия разливов, что продемонстрировала ситуация в Мексиканском заливе.
Реформам подвергнутся и мировые финансовые институты, в частности, МВФ - страны «двадцатки» одобрили идею пересмотра формулы по квотам в этой организации до 2013 года. В зависимости от размеров квот распределяются голоса в руководящих органах МВФ. Ряд стран-членов организации, в том числе Россия, требуют перераспределения квот от развитых стран к развивающимся. Перераспределение квот, после которого многие вопросы будут сняты, может быть начато уже в 2014 году.
Комментарии