Минагрополитики признало, что протекционистская политика на рынке мяса в последние несколько лет вместо ожидаемого роста производства привела к дефициту. Украинским компаниям не удалось обеспечить внутренний рынок из-за низкой платежеспособности потребителя. Выход из ситуации участники рынка и чиновники видят в увеличении эффективности производства за счет экспорта. Но внешние рынки для украинских компаний пока закрыты, пишет «Коммерсант».
В Украине — дефицит мяса
Преодолеть дефицит на внутреннем рынке три года назад власть планировала за счет протекционистской политики государства – увеличения госдотаций в отрасли и ужесточения контроля за импортом. Но на деле получился обратный эффект – дефицит мяса на внутреннем рынке вырос, признают в министерстве. «Чтобы его покрыть, в нынешнем году необходимо ввезти 320-340 тысяч тонн мяса»,– заявил министр аграрной политики Николай Присяжнюк. Для сравнения: в 2005-2007 годах в Украину ежегодно ввозилось 260-280 тысяч тонн мяса.
Государство не создало действенного механизма господдержки. В 2009 году из госбюджета животноводам было выплачено всего 330,7 миллионов гривен дотаций. Это как минимум в 20 раз меньше необходимого. При этом государство продолжает регулировать цены в отрасли, что снижает привлекательность инвестирования в животноводство. На днях АМКУ рекомендовал десяти крупным производителям мяса птицы снизить оптово-отпускные цены, а также обязал предприятия заключать прямые контракты с розничными сетями, чтобы избежать необоснованного роста цен за счет посредников.
Импортная свинина значительно дешевле отечественной, и рынок напрямую зависит от объемов ее ввоза в стран. Так, если месяц назад средняя оптово-отпускная цена мяса в стране составляла 17-18 гривен за килограмм, то сейчас из-за роста объемов ввоза упала до 13,5-14 гривен за килограмм. За последние годы на рынке практически не появилось новых игроков, а темпы роста производства действующих компаний невысоки.
Наиболее плачевно дела обстоят с говядиной – в ближайшее время эксперты ожидают дальнейшего сокращения объемов ее производства. Об уменьшении поголовья недавно сообщили крупные агрохолдинги МХП и «Дакор Вест». Производить говядину в Украине невыгодно из-за высокой затратности этого вида бизнеса и низких закупочных цен на нее. Чтобы производство говядины было рентабельным, 60% туши необходимо продавать минимум по 18 долларов за килограмм. Но потребитель не готов платить такую цену.
Кардинально изменить ситуацию внутри страны может открытие экспортных рынков, утверждают эксперты. Главным риском для компаний остается зависимость от колебаний закупочных цен в стране. Но в случае выхода на новые рынки и, как следствие, увеличения объемов производства повысится и эффективность работы компаний. Экспорт позволяет продавать те части птицы, которые менее востребованы на внутреннем рынке. К примеру, куриное филе в Украине покупают мало, тогда как в США, где развито производство готовой пищи, сейчас дефицит этой продукции.
Комментарии - 1