Есть основание полагать, что рост цен на бензин 2 ноября на 10 копеек — это только начало.
Подорожание топлива в начале ноября — это только начало
Александр Сиренко, аналитик Upeco:
Относительная стабильность, хоть и на высоких нотах, Европейского рынка дает о себе знать. Нефтяники постепенно привыкают работать при текущих котировках, переключая внимание с цены на обеспечение объемов. Хорошие вести из Франции, где возобновили работу все 12 НПЗ, также способствовали стабилизации рынка в еврозоне. Но напряжение по-прежнему остается: около 30% АЗС в стране находятся без топлива. На фоне нестабильной ситуации цена барреля нефти не опускается ниже 80$. Так, 1 ноября Brent продавался по 84,2$ за баррель, а российский Urals — 83$ за баррель.
На рынке нефтепродуктов также наблюдалось относительное затишье: топливо продавалось дорого. Бензин А-95 котировался в районе 780$ за тонну, а дизтопливо — до 725$ за тонну.
Дорого и скучно
Украинский рынок выглядел аморфно на фоне европейских баталий. Небольшие колебания цен не вызывали лишних вопросов со стороны покупателей и оптовиков, которые начали привыкать к стабильным и высоким ценам на внутреннем рынке. Кременчугский НПЗ всего раз напомнил о себе за неделю, когда во вторник, 26 октября, повысил стоимость бензинов на 50 грн. за тонну. Прайс «Укртатнафты» выглядел следующим образом (грн за тонну): А-76 — 8,7 тыс., А-92 — 8,8 тыс., А-95 — 8,95 тыс., дизтопливо — 7,65 тыс.
При этом трейдеры ожидают появления новых продуктов. Вскоре Кременчугский НПЗ начнет производство зимнего дизтоплива. На данный момент спрос наблюдается лишь в пределах Полтавской области, в других регионах крайне сложно конкурировать с расчетом стоимости при транспортировке.
Шебелинский ГПЗ поддержал коллег из «Укртатнафты» и не повышал цены. Госкомпания даже пошла вниз, ослабив стоимость дизтоплива на 50 грн. — до отметки 7,4 тыс. грн за тонну. Многие покупатели уже успели привыкнуть к стабильности цен, и оптовики чувствуют себя спокойно и уверенно. Но при этом фиксируется снижение объемов продаж по всем видам топлива. Оптовики жалуются на всех и вся, даже пытаются обвинить в падающих продажах погоду.
Дрогобычский НПЗ, который заработал в конце прошлой недели, начал активно предлагать зимнее дизтопливо по цене 7,8 тыс. грн за тонну. Но при прежнем качестве продукта цена явно непроходная, учитывая наличие на рынке более дешевого (на 300-400 грн за тонну) дизельного топлива с более экологичными характеристиками.
Лисичанский НПЗ в четверг поднял стоимость дизтоплива в центральных регионах на 150 грн за тонну. Между тем, отгрузок крайне мало, так как за последние две недели количество заявок от операторов «ТНК» снизилось до минимума, а из западных областей запросы и вовсе исчезли. Редкие смельчаки спрашивают о расчете стоимости до пункта назначения в Западной Украине с завода. Несмотря на это, немного вырос спрос на бензины. Иная ситуация с дизтопливом: спроса вовсе нет, трейдеры предпочитают российский продукт.
Все больше экзотики
Не обошлось в октябре без новинок на импортном направлении. В последние дни октября поступил в продажу турецкий бензин А-95 стандарта Евро 5 (содержание серы 10 ррm) производства НПК «Тюпраш» (Turkish Petroleum Refineries Gorporation). Предлагался данный продукт по цене 8,5-8,55 грн за тонну с отгрузкой из Феодосии.
За пределами Крыма данный продукт не вызвал особого интереса, и как говорят оптовики, к концу октября ресурс был продан местным крупнейшим операторам. Кроме того, в регионе была замечена другая новинка — из России. За полтора осенних месяца через феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами зашло без малого 30 тыс. тонн дизельного топлива «Роснефти». Оператором поставки стала структура «Континиума».При этом стоимость импортных нефтепродуктов на украинском рынке практически не изменилась за неделю, несмотря на незначительное увеличение ассортимента.
Запас прочности
Стабилизация оптовых цен позволила розничным операторам в спокойной обстановке посидеть и обсудить сложившуюся ситуацию. Несмотря на мучения одних, некоторые операторы рынка продолжали в конце октября снижать цены. Так, в среду, 27 октября, столичная «БРСМ-Нафта» снизила стоимость А-95 на 4 коп. — до 7,34 грн за литр, дизтопливо стоило у оператора 6,69 грн за литр. Разрыв с «Укрнафтой» составил 4 коп. за литр на «девяносто пятый» и 9 коп. за литр на дизтопливо. Компания MC-Oil (она же «Фактор») подняла стоимость А-95 и дизтоплива на 10 коп. — до отметок 7,40 и 6,80 грн за литр соответственно.
В пятницу, 29 октября, сдали нервы у менеджеров двух сетей — национального оператора «Галнафтогаз» и региональной николаевской сети «Ранг». На АЗС «ОККО» (бренд «Галнафтогаза») вверх поднялся бензин А-92 — на 4 коп., до 7,34 грн за литр. Вместе с тем «Галнафтогаз» прекратиЧл реализацию бензина А-98 на АЗС по всей стране. После проведенного анализа в компании пришли к выводу, что нужно освободить место под брендовый продукт, а именно Pulls ДТ, поступление которого на заправки начнется из столичного региона в ноябре.
Николаевский «Ранг», простояв долгое время в ценах всего на 5-10 коп. за литр выше «приватовской» стелы, принял решение о еще большем повышении цен. В итоге Николаев, проснувшись в пятницу, увидел на стелах позабытые отметки в 7,75 грн за литр напротив бензина А-95 и 7,05 грн за литр — напротив дизтоплива.
«Ранг» в душе поддерживали другие участники рынка, но в компаниях осознавали, что необходим более массовый толчок. Для всеукраинского рывка необходимо, чтобы хоть один национальный оператор проявил инициативу, и тогда все последуют его примеру.
При этом настрой ритейлеров был безоговорочным: пересидеть выборы и День автомобилиста и идти вверх по цене. Сказано — сделано: в ночь с 1 на 2 ноября к ценникам на стеле потянулась рука операторов «ТНК» и Shell. Представители «ТНК» консервативно приплюсовали 10 коп. за литр ко всем топливам, а десятикопеечное увеличение цен на «станциях с ракушкой» коснулось всех нефтепродуктов, кроме бензина А-92.
Впрочем, есть основание полагать, что десятикопеечный рост 2 ноября — это только начало. Рынок пристально смотрит на «зеленые» (WOG и «ОККО») и «синие» — «приватовские» заправки. Именно от движения на стелах национальных операторов зависит поведение многих региональных сетей.
Комментарии