Глава мюнхенского института Ifo убежден, что немцы, слишком долго экспортировавшие свой капитал, теперь будут усиленно вкладывать деньги внутри страны. Назревший строительный бум даст импульс всему внутреннему рынку.
Германию ждёт подъём длиною в 10–15 лет – эксперт
Германии в ближайшие 10–15 лет предстоит весьма мощный экономический подъем.
С таким необычно оптимистичным долгосрочным прогнозом выступил один из самых известных немецких экономистов, президент мюнхенского института Ifo Ханс-Вернер Зинн (Hans-Werner Sinn).
«Я, конечно же, не утверждаю, что у нас все 15 лет будет непрерывный бум. Экономические циклы, естественно, никто не отменял», — уточнил в интервью Deutsche Welle профессор Ханс-Вернер Зинн. Речь, по его словам, идет об основной тенденции народнохозяйственного развития страны: темпы роста валового внутреннего продукта окажутся в среднем более высокими, чем в минувшие полтора десятилетия.
А произойдет это потому, что «вывоза капитала из Германии в прежних объемах больше не будет. Ведь Германия в последние 15 лет была вторым по величине в мире после Китая экспортером капитала». Деньги уходили из страны, прежде всего потому, что после введения евро возник единый европейский рынок капитала, на котором немецкие инвесторы надеялись получить без валютного риска более высокую прибыль, чем у себя дома.
Именно немецкие деньги в значительной мере способствовали «под конец весьма сомнительному», по словам ученого, буму на «юго-западной периферии» еврозоны, включая мыльный пузырь на рынке испанской недвижимости. Одновременно значительные суммы направлялись из Германии в Великобританию и Соединенные Штаты. Немалая часть этих инвестиций в ходе недавнего глобального кризиса оказалась навсегда потерянной.
Напуганные инвесторы готовы довольствоваться малым
«Теперь немецкие банки стали куда более чувствительными к рискам и уже не станут больше столь легкомысленно отправлять за рубеж доверенные им деньги, а предложат их более надежным инвесторам на внутреннем рынке», — уверен Ханс-Вернер Зинн. Конечно, продолжает он, доходность капиталовложений в Германии весьма скромная, однако та прибыль, которую сулили в свое время, например, эмитенты американских структурированных продуктов, оказалась ведь высокой лишь на бумаге. Сильно обжегшись за рубежом, немецкие банки готовы ныне довольствоваться малым.
Президент института Ifo вовсе не отрицает по-прежнему огромного значения экспорта для немецкой экономики. Страны с развивающимися рынками и дальше будут активно закупать в Германии промышленное оборудование. Но вот отягощающего эффекта крупномасштабного оттока капитала, наблюдавшегося все последнее десятилетие, уже не будет.
Остающиеся в стране деньги пойдут, по мнению профессора Зинна, главным образом в строительство, а также на покупку нового оборудования. «Стройки во всех странах всегда абсорбируют основную массу денег. А подъем в строительной отрасли дает затем импульс всей экономике. В общем, я вполне допускаю, что мы стоим в Германии на пороге бума в сфере недвижимости».
При этом, подчеркивает ученый, речь идет не только и даже не столько о жилищной и офисной недвижимости, сколько о сооружении новых и модернизации существующих производственных зданий: «У нас на внутреннем рынке была слабая экономическая конъюнктура не потому, что люди мало потребляли, а потому, что предприятия слишком мало инвестировали в производственные фонды. Теперь ситуация изменится к лучшему».
Демография буму пока не помеха
На вопрос, не помешает ли прогнозируемому подъему нарастающая в Германии демографическая проблема, глава института экономических исследований Ifo отвечает так: «Именно поэтому я и говорю о ближайших 10–15 годах! Затем, после 2025 года, демографическая проблема начнет резко обостряться. Но до этого у нас есть все шансы прожить очень неплохой период».
При одном условии: если Германии не придется вновь и вновь закачивать в проблемные страны еврозоны для стабилизации их финансовых систем дополнительные миллиарды. Чтобы этого не понадобилось, кредиторы таких государств должны проявить готовность добровольно отказаться от части своих требований, считает профессор Ханс-Вернер Зинн.
Андрей Гурков
Комментарии