Слухи о преждевременной кончине европейской валюты оказались сильно преувеличенными. Нынешний взлет ее курса показывает, что инвесторов сейчас больше беспокоит спад в США и инфляция в долларовом пространстве.
Евро оказался живучим вопреки мрачным прогнозам
«Нет, не жилец!» — с умным видом говаривали еще совсем недавно всевозможные комментаторы, разглядывая падающий график обменного курса евро к доллару.
Тема скорой кончины единой европейской валюты была нынешней весной одной из самых популярных страшилок в мировых средствах массовой информации, преимущественно в англо-американских и российских.
Валютный курс: возвращение на «догреческий» уровень
Но вот настала осень, и статьи о бесперспективности европейских дензнаков окончательно слетели с газетных и онлайновых страниц, как пожухлые листья. Действительно, как-то неудобно диагностировать предстоящую смерть пациента, который на глазах обретает отличную спортивную форму.
Курс евро к доллару, снижавшийся (с неимоверно высоких отметок) всю первую половину 2010 года, с начала июня вновь вырос примерно на 13%, что для валютного рынка очень много, и к концу сентября составил порядка 1,33–1,35. Это примерно тот самый «догреческий» уровень, с которого евро рухнул в начале мая под впечатлением фактического банкротства Греции. Так что если судить только по обменному курсу, то греческого кризиса считай, что и не было.
Еврозона: кризис продолжается, но паники уже нет
Но он, конечно же, был. Более того, он продолжается и еще не раз попортит европейцам кровь и бюджеты. Однако коренная ошибка многих поверхностных аналитиков заключалась в том, что они приняли очевидный кризис Европейского валютного союза как института за смертельно опасную болезнь евро как платежного средства. На институциональном уровне европейцы на самом деле оказались не готовыми к грубейшим нарушениям норм финансовой дисциплины сразу целым рядом стран еврозоны. Однако их денежная единица даже в самые острые моменты сохраняла свою внутреннюю стабильность и все те качества, которые необходимы второй по значению резервной валюте на нашей планете.
Постепенное осознание этого факта и привело к тому, что глобальный спрос на евро растет вот уже почти три месяца. Деньги текут из долларового и других валютных пространств в самые разные активы. Тут и акции стран еврозоны, в том числе считавшиеся еще недавно сомнительными ценные бумаги банков, и в немецкие облигации, которые больше, чем когда бы то ни было, служат образцом надежности, и, что весьма примечательно, в долговые обязательства проблемных стран. Греция, Португалия, Испания и Ирландия все лето и вплоть до самых последних дней весьма успешно, хотя и по очень высокой цене, размещали на рынке многомиллиардные транши своих облигаций, и это свидетельствует о том, что весенняя паника ушла с рынка, уступив место прагматичному взвешиванию шансов и рисков.
Инвесторы: ориентация на более высокие ставки
Впрочем, вновь обретенная европейской валютой сила — это еще и результат ослабления доллара. Разговоры о замедляющихся в Соединенных Штатах темпах экономического роста и о замаячившей на горизонте новой рецессии идут уже несколько месяцев и в немалой степени способствуют нынешнему росту курса евро. А его мощный скачок 21 и 22 сентября напрямую связан с результатами очередного заседания руководства Федеральной резервной системы США. По итогам этой встречи прозвучали заявления, которые участники рынка истолковали так: дела в крупнейшей экономике мира неважные, а потому ни о каком повышении процентных ставок за океаном еще долго не может быть и речи.
В такой ситуации инвесторы поступают вполне логично, переводя часть своих активов в те валютные пространства, где повышение ставок и, соответственно, доходности вложений в обозримом будущем более вероятно. Например, в еврозону, где зафиксированный на борьбе с инфляционными тенденциями Европейский центральный банк может уже примерно через год начать ужесточать свою денежную политику.
США: сверхурочная работа для печатного станка
Кстати, об инфляции. Руководители Федеральной резервной системы США подали рынкам недвусмысленный сигнал о том, что уже на своем следующем заседании в ноябре могут начать закачивать в ослабевающую американскую экономику дополнительные деньги. Эта готовность к финансированию все новых и новых антикризисных программ усиливает опасения инвесторов, что в Вашингтоне в данный исторический момент к сверхурочной работе печатного станка относятся куда более спокойно, чем в Европе. Отсюда — происходящее параллельно с укреплением евро рекордное удорожание золота. Ведь интерес к благородному металлу издавна растет именно в те периоды, когда возникает потребность подстраховаться от обесценивания денег.
В общем, любителям кошмарить честных держателей валюты самое время с евро вновь переключаться на доллар и, как и в 2007–2008 годах, начать предрекать скорую гибель «зелененьких» в пучине инфляции и экономических неурядиц. На этих историях можно будет продержаться, скажем, годик-другой, а там, глядишь, опять подвернется повод погулять на похоронах евро.
Комментарии