Инициатива Кабмина – расследовать факты невозврата кредитов госбанкам – покажет реальное положение дел внутри этих финансовых учреждений, но при этом не решит вопрос с их проблемной задолженностью. Для того, чтобы защитить госбанки от махинаций заемщиков и улучшить их ликвидность, НБУ должен предложить более эффективные финансовые инструменты. Об этом ЛІГАБізнесІнформ рассказал Алексей Харитонов, кандидат юридических наук, партнер юридической фирмы «ILF».
Проверки Кабмина не решит проблемы госбанков
Эффективными инструментами юрист считает создание санационного банка и бридж-банка, организация которых сегодня активно обсуждается в НБУ. Основной функцией санационного банка должна стать покупка проблемных кредитов для финансового оздоровления структуры. При этом учредителями санационного банка может быть не только государство, но и международные финансовые организации и частные инвесторы, что позволит привлечь иностранный капитал в проблемные структуры.
На сегодняшний день, отметил А. Харитонов, НБУ отказался от идеи создания санационного банка, однако ведет работу по учреждению бридж-банка, главная задача которого – передать здоровые активы и дееспособные пассивы в новый банк. При этом в старом остаются проблемные долги и кредиторы. Как отмечает юрист, это позволит продолжить банковское обслуживание и улучшить финансовое положение проблемного банка, как правило, на период поиска покупателя.
«Подобные финансовые инструменты широко используются за рубежом. В США, например, в соответствии с федеральным законом о страховании депозитов Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ) уполномочена оказывать финансовую помощь при угрозе закрытия застрахованного банка. ФКСВ может учреждать на срок до пяти лет бридж-банки, если после закрытия кредитного учреждения не удается сразу найти подходящего покупателя. В Швеции »проблемные« требования передаются специальной дочерней компании соответствующего банка или независимой фирме. Подобная система существует и в Японии», – рассказывает эксперт.
Создание бридж-банка не единственный способ улучшения ликвидности госбанков. По словам А. Харитонова важную роль в этом процессе может сыграть передача надзорных функций Фонду гарантирования вкладов физических лиц. Данное положение, как и возможность создания бридж-банка, содержится в новом законопроекте «О гарантировании вкладов физических лиц», который находится сегодня на рассмотрении в парламенте и заменит ныне действующий закон «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц».
«Передача надзорных функций Фонду – это вполне логичный шаг, поскольку Национальному банку Украины на сегодняшний день тяжело совмещать монетарную функцию и функцию надзора. Это наглядно было видно на фоне разгорающегося кризиса. НБУ рефинансировал проблемные банки – а их владельцы «вывели» часть денег после их получения. В нескольких проблемных банках »отличилась« временная администрация. Под ее руководством было открыто более 1 000 фиктивных вкладов физических лиц на сумму, превышающую 200 млн. гривень», – отметил А. Харитонов.
По словам эксперта, принятие данного закона может повысить эффективность банковского надзора в части возврата денег, потраченных фондом на выдачу вкладов физическим лицам, а также даст возможность оптимизировать сроки принятия решений по вопросам проблемных кредитов и финансового оздоровления банков, считает юрист.
Комментарии