Подписав очередную программу сотрудничества с МВФ, власти стиснули зубы и пообещали: без реформ не обойдется. Неясно только, насколько и должники, и кредиторы нацелены на глубокие преобразования. Или их всех устраивает решение ситуативных проблем?
Что даст Украине кредит МВФ
Операция «Затянутый пояс»
Возвращение к приостановившемуся сотрудничеству с МВФ стало поводом для праздника на правительственной «улице». С одной стороны, в страну уже пришла порция «свежих» денег, которые так долго ждали. С другой – возобновление дружбы с Международным валютным фондом должно продемонстрировать всему миру: с новой украинской властью можно и нужно работать. А значит, надеется руководство государства, после этого отношение к Украине изменится в лучшую сторону (котировки ценных бумаг уже подросли) и в страну потянутся деньги успокоенных кредиторов (кое-какие программы, предлагаемые международными финансовыми институциями, изначально планировалось «привязать» к графику выделения МВФ-траншей) и окрыленных инвесторов. Но помимо очевидной материальной пользы и имиджевых дивидендов от работы с МВФ в Украине традиционно ожидают еще одной пользы – невольной или осознанной помощи в проведении реформ.
После того, как правительство объяснило, что роста газовых тарифов и поднятия планки пенсионного возраста для женщин никак не избежать, вмешательство МВФ снова, казалось бы, сыграло роль главного толчка к проведению непопулярных с политической точки зрения реформ. Тем более власть имущие постоянно заверяют, что они не собираются останавливаться на достигнутом и готовы работать над «серьезными программами модернизации экономики» – цитируя Николая Азарова. Так какие же изменения к лучшему предполагает меморандум, подписанный двумя заинтересованными в сотрудничестве сторонами?
Шпаргалкой по проведению всеобъемлющих преобразований не является. Как и в случае с предыдущим меморандумом времен правления Юлии Тимошенко, текст нынешнего, скорее, пытается дать ответ на вопрос «Как жить прямо сейчас?». Намерениям глобального характера в наибольшей мере посвящен раздел «Реформы, содействующие росту», но большей конкретики, чем упоминание об уже написанном законе о госзакупках, там найти сложно. Судя по содержанию раздела, будущее правительственных инициатив туманно – не даром процесс ликвидации «узких мест», мешающих притоку инвестиций, предполагается только еще очертить и обсудить с экспертами…
Что же касается нынешнего дня, по многим пунктам новая программа сотрудничества МВФ совпадает со старой. Правительство и НБУ обязались вести взвешенную монетарную политику, работать над установлением гибкого (и единого для участников рынка) курса валют, обеспечить большую независимость регулятора, укреплять позиции государственных банков, с крайней осторожностью помогать негосударственным (а заодно – до конца года определиться-таки с судьбой «Надра-банка»)… Все в рамках развития идей, начало которым положила работа с Кабмином Юлии Тимошенко. Между тем, памятуя о нынешнем положении дел, отдельный раздел «подписанты» посвятили налогово-бюджетной политике, которая поможет справиться с дефицитом бюджета. Последний, напомним, в результате секвестра был ужат до давно обещанного уровня «меньше пяти процентов» – и после коррекции составляет 4,99% ВВП.
Наиболее громкие инициативы правительства – тарифы и пенсионная реформа – проходят как раз по статье увеличения доходов и уменьшения расходов. Например, считается, что откладывание выхода на пенсию уже в 2011 году позволит сэкономить 2 миллиарда гривен, а коррекция системы пересчета дополнительных выплат – еще 6,2 миллиарда, не говоря уже о 3 миллиардом притоке за счет появившейся необходимости «единоналожников» отчислять средства в ПФ. Подобные планы выглядят в высшей степени оптимистично, но если учесть, что, к примеру, в 2010 году дефицит Пенсионного фонда предположительно составит свыше 26 миллиардов гривен, сразу выйти на ноль правительству не удастся.
Пенсионная реформ спасет баланс ПФ, поднятие тарифов (вероятно, неоднократное) и отмена части льгот промпредприятиям – «Нафтогаз», сокращение трат и увеличение налоговых поступлений (вкупе с их тщательным администрированием – любимая надежда правительства Николая Азарова) в целом – помогут латать дыры в государственном бюджете. Насколько это «реформенные» реформы – пока сказать трудно. И все же подобные меры должны не только стабилизовать экономическую ситуацию в стране, но и обнадежить кредиторов. Ведь предполагать, что МВФ помогает Украине исключительно по доброте душевной, было бы, наверное, наивно. Обеспеченный дефицит и независимый Нацбанк - это, кроме прочего, гарантии своевременного возвращения средств. И хоть сейчас премьер-министр уверяет, что большая часть полученных в рамках программы stand-by средств пройдет на все те же гипотетические реформы, еще в июне Сергей Тигипко делился предположениями, которые эксперты считают более приближенными к реальности. «Деньги могут быть направлены по двум направлениям. Первое направление - это покрытие дефицита бюджета, второй - это валютные резервы Национального банка Украины», - допускал экономический вице-премьер. Более или менее сбалансированный бюджет (особенно в тех его пунктах, что выплаты по внешним обязательствам) и хорошие валютные запасы лишними не кажутся. Особенно в свете расчетов МВФ на то, что валовые международные резервы НБУ за время сотрудничества (до конца 2012 года) заметно вырастут – ведь в с 2013-го Украине предстоит выплачивать тело кредита, полученного предыдущим Кабмином.
Кредит для «марсиан»
Заботы Международного валютного фонда о том, чтобы к моменту «судного дня» наше государство не осталось без средств, выглядят вполне оправданно. И упование Фонда на проведение хотя бы минимально необходимых реформ поясняется, скорее, желанием попытаться стабилизировать состояние должника, а не одним только намерением неси цивилизацию в заблудшие массы. С другой стороны, в Украине сильно и экспертное мнение, заключающееся в том, что МВФ сознательно способствует тому, чтобы отечественные власть имущие ограничивались полумерами – рывок в светлое будущее мог бы слишком быстро снять наше государство с «кредитной иглы». « Это и есть стратегия МВФ… То есть похвалить Украину за то, что она - хороший ученик и начинает выполнять требования фонда, но требование не вкладывать средства в национальную экономику и высокие технологии и поддерживать стабильную национальную валюту лишь разваливает экономику Украины», - цитирует «Украинский бизнес ресурс» заместителя главы Всеукраинского союза ученых-экономистов Валерия Новицкого. Правда, для того, чтобы что-то притормозить, для начала нужно, чтобы было кого и в чем останавливать…
Даже с учетом того, что полномасштабным анонсом реформ заявленную программу сотрудничества с Международным валютным фондом считать трудно, можно допустить, что намеченные благие намерения могли бы трансформировать украинскую ситуацию. Правда, для этого требования «расстегнутого кошелька» должны совпасть с доброй волей потенциальных исполнителей реформ. А вот появится ли оная на горизонте – все еще очень трудно сказать.
Можно допустить, что при желании первые шаги, сделанные из-под «палки», со временем могли бы превратиться в полномасштабные реформы. Повышение пенсионного возраста для женщин со временем стало только одним пунктом в плане глобального пересмотра принципов работы ПФ, поднятие газовых расценок способствовало бы трудам на ниве энергосбережения, и так далее. Но опыт наблюдения за украинским политикумом позволяет предположить, что дело может не дойти не только до «развития идей», но и, возможно, до начала их реализации.
Складывается впечатление, что получив долгожданный первый транш, руководство страны продолжило почивать на лаврах, благо отпускной период и жара тому способствуют. Заметная часть публичных усилий членов правительства сейчас посвящена стараниям доказать, что от «антинародных» решений никакому избирателю (до выборов осталось менее трех месяцев) вреда не будет. Главное обоснование целесообразности сотрудничества с МВФ: надо – значит, надо. А надо потому, что предыдущее правительство оставило страну с разрушенной экономикой, да и вообще – планировало все те же нововведения. Правда, опыт правления Юлии Тимошенко в тех моментах, которые касаются сотрудничества с Фондом, нынешняя власть расценивает двояко. С одной стороны, провал предыдущей программы осуждается. С другой – часть «регионалов» готова вооружиться чужими разработками. «Другое дело, скажем, подписать меморандум. Он подписывался и в прошлом, и в предыдущем меморандуме были аналогичные требования, и они не были выполнены. Я думаю, что с таким же успехом будет не выполнена и эта часть обязательства», - предположил нардеп и профсоюзный деятель Василий Хара, чьи «подшефные» уже успели попротестовать против кабальных условий кредита и вмешательства во внутренние дела Украины.
Несмотря на то, что в правительстве продолжают уверять: требования кредитора будут выполнены, и никуда от них не деться – ход рассуждений, подобный приведенному выше высказыванию, удивления не вызывают. В своих воззрениях глава Федерации профсоюзов не одинок. Говоря о том, что сиюминутные перемены не ожидаются, «регионал» Михаил Чечетов уточнил, что за 10 лет, которые планируется посвятить 5-летнему «приросту» пенсионного возраста для женщин, может многое измениться. «А что там будет через 10 лет? Может, через 10 лет мы уже будем жить на Марсе», - риторически вопроЧтосил один из основных спикеров ПР.
«Марсианский» подход а-ля «Нам бы день простоять да ночь продержаться!» (а дальше дела как-нибудь сами утрясутся) для украинских властей – одна из излюбленных схем поведения. С учетом того, что проблемы с ожидаемыми «полуреформами» Украину могут ждать уже на старте, поверить в обещанную модернизацию тяжело. Хотя, нынешняя риторика может объясняться предвыборной лихорадкой. Да и вряд ли власть будет спешить портить отношения с МВФ, а ведь систематическое невыполнение требований правительством Юлии Тимошенко уже приводило к замораживанию финансово полезного сотрудничества. Но и успешное воплощение в жизнь нескольких пунктов меморандума вовсе не гарантирует развития реформационных идей. Глядя на поведение руководства страны, можно допустить, что оно готово ограничиваться минимально необходимыми нововведениями, позволяющими держаться на плаву и, не в последнюю очередь, рассчитывать на дальнейшую выдачу кредитных «спасательных кругов». А вот мысль о самостоятельном плавании, судя по разнообразию реакций внутри властного лагеря, традиционно большого энтузиазма не вызывает. Вот только угрожающие отечественному экономическому благополучию «волны» по-прежнему растут…
Комментарии