В столице развернулась борьба за право управлять аэропортом «Киев» (Жуляны). 8 июля сессия горсовета приняла решение о передаче объекта в аренду на 49 лет малоизвестной фирме «Мастер-Авиа», которую независимые эксперты считают подконтрольной нардепу ВР Василию Хмельницкому и депутату Киеврады Андрею Иванову. На прошлой неделе первый заместитель главы КГГА Александр Попов заявил, что уговорит мэра Киева Леонида Черновецкого не подписывать скандальное решение без детального изучения этого вопроса.
Жуляны застроят гостиницами и бизнес-центрами
Изначально на почетное звание арендатора аэропорта претендовали три компании, подавшие заявки на участие в июньском конкурсе: «Юридическая фирма «S&P», которую эксперты посчитали техническим участником, «Мастер-Авиа», близкая к Василию Хмельницкому и Андрею Иванову, и «Промсоцразвитие», которую относят к российскому бизнесмену Виктору Вексельбергу. Первую и последнюю отсеяли по формальным признакам: якобы «Юридическая фирма «S&P» не смогла доказать свою причастность к авиации, а «Промсоцразвитие» якобы неправильно оформила банковскую гарантию от Банка Москвы на сумму евро. Именно это дало повод некоторым депутатам заговорить о возможной отмене результатов тендера, из-за чего их утверждение в сессионном зале было отложено на неопределенный срок.
Предложение проголосовать за этот вопрос в июле с голоса внес генеральный директор аэропорта Денис Костржевский, который по совместительству является депутатом Киеврады от блока Литвина. Соответствующий проект решения предусматривал погашение инвестором долга в размере 22,468 млн грн. перед ОАО «КБ «Крещатик», финансирование строительства нового пассажирского терминала площадью 12 тыс. кв. м пропускной способностью 320 пассажиров в час (ориентировочная стоимость 200 млн грн.) и реконструкцию существующей инфраструктуры. Руководитель аэропорта заверил городских избранников, что необходимые согласования документ прошел. В результате за передачу объекта в аренду «Мастер-Авиа» проголосовали 70 из 111 депутатов.
Надо сказать, что бизнес-группа Василия Хмельницкого и Андрея Иванова проявляла интерес к аэропорту давно. Правда, изначально она продвигала идею его переноса из Жулян в Васильковский район Киевской области (с. Большая Бугаевка) с последующей застройкой территории объекта. В 2006 г. одна из аффилированных с их компаниями структур предложила создать на базе аэропорта СП. Но впоследствии акценты сместились, и бизнесмены, видимо, решили заняться авиационным бизнесом. С мертвой точки процесс сдвинулся в 2009 г., когда на должность генерального директора «Киева» был назначен президент строительной компании «Міськжитлобуд» Денис Костржевский, который считается креатурой группы Иванова–Хмельницкого. Сразу же после его назначения в аэропорту начался активный процесс подготовки к привлечению инвестиций. «С приходом г-на Костржевского был взят курс на реконструкцию объекта со строительством в его окрестностях комплекса торгово-развлекательных и бизнес-центров. Было решено отдать часть его территории и прилегающей промзоны под застройку. Таким образом учитывались интересы инвесторов, которые будут вкладывать средства в развитие аэропорта», — рассказал информированный источник в Минтранссвязи.
Подтверждает его слова и обнародование ряда проектов строительства коммерческих объектов в окрестностях и на месте зданий аэропорта по Воздухофлотскому проспекту: четырех бизнес-центров, а также новой гостиницы на месте профилактория «Киева». Эксперты не исключают, что при реконструкции подъездной дороги к нему со стороны Севастопольской площади под снос пойдут гаражи (ул. Медовая), а также часть промзоны (ул. Волынская).
Впрочем, будут ли утверждены результаты конкурса, большой вопрос. Сразу после их оглашения компания «Промсоцразвитие» пообещала заблокировать дальнейшую передачу аэропорта в аренду в суде, а позже подкрепила свои обещания иском. На прошлой неделе против передачи объекта неожиданно выступил и первый заместитель мэра столицы Александр Попов, пообещавший уговорить Леонида Черновецкого не подписывать решение Киеврады. По его информации, документ не прошел соответствующие согласования, а презентованные во время голосования в сессионном зале параметры проекта не совпадают с параметрами, выставленными при проведении конкурса на право аренды.
Во-первых, «Мастер-Авиа» предоставил банковскую гарантию только на 150 млн грн., а стоимость проекта возведения нового терминала оценивается примерно в 200 млн грн. Откуда возьмутся остальные средства, неизвестно. Вопросы вызвала и ставка арендной платы. По данным источников в Минтранссвязи, «Мастер-Авиа» предложил выплачивать городу 5,5% в год от оценочной стоимости имущества аэропорта, которая составила всего 24 млн грн. «Только в прошлом году на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона «Киева» из госбюджета были выделены порядка 120 млн грн. Поэтому оценка его имущества в 24 млн грн. выглядит смешной. А если учитывать рыночную стоимость земли под объектом, то цена аренды должна быть на порядок выше. Ведь победитель конкурса получит перспективные земли едва ли за десятую часть от их реальной стоимости», — говорит источник в Минтранссвязи, пожелавший остаться не названным. Правда, по условиям аукциона инвестор обязан провести независимую оценку имущества и подать эти данные на рассмотрение в КГГА. Но интересен тот факт, что конкурент «Мастер-Авиа» — фирма «Промсоцразвитие» — изначально предлагала арендную плату в размере 15% от стоимости активов, а также была готова профинансировать строительство гораздо большего терминала — пропускной способностью 700 пассажиров в час и общей площадью 20 тыс. кв. м.
Туманна ситуация и со строительством центра по обслуживанию бизнес-авиации. Ранее предполагалось, что к существующему аэровокзалу инвесторы пристроят еще одно здание площадью в несколько тысяч квадратных метров и передадут часть помещений на втором этаже терминала под обслуживание VIP-пассажиров. Также планировалось возвести специальную базу по техническому обслуживанию бизнес-авиации. Но в решении Киеврады об этом уже не упоминается.
Нашлись нестыковки и в проекте реконструкции. Этот документ в феврале текущего года разработало по заказу «Киева» ООО «Бюро инвестиционных проектов — проектный менеджмент». Стоимость реализации проекта тогда составляла 246 млн грн. Однако в апреле исполнительный директор аэропорта Валерий Полищук заявил, что стоимость реконструкции составит уже 430 млн грн. Но внятно объяснить, почему цена работ выросла в 1,5 раза, представители аэропорта не смогли, туманно намекая на необходимость пересмотра бюджета в связи с инфляцией.
Комментарии