В пятницу российско-украинская межгосударственная комиссия в шестой раз обсудит вопросы экономического сотрудничества двух стран. Российские СМИ получили проект Протокола, который должны подписать российский и украинский премьеры Путин и Азаров.
В российской прессе всплыл официальный протокол тайных переговоров между Украиной и Россией
Предыдущее совещание состоялось еще в ноябре прошлого года, при Викторе Ющенко. Нынешнее пройдет в свете прорывных договоренностей по газу и должно показать, как далеко простирается желание двух стран идти друг другу навстречу. Как выяснил «Маркер» из подготовленных к заседанию документов, в центре обсуждения окажутся модернизация украинских газопроводов, транспорт и сельское хозяйство. Несколько омрачающие картину вопросы притеснения российских металлургов и химиков рассматриваться не будут.
Россия модернизирует украинские газопроводы
Российские компании могут получить допуск на переоборудование и модернизацию компрессорного оборудования газодобывающих и газоперерабатывающих предприятий Украины. Конкретные предложения министерств энергетики России и Украины совместно с «Нафтогазом Украины» должны быть выработаны уже к июню.
По словам источника в «Нафтогазе», текущее техническое состояние оборудования близко к критическому, поэтому поручения нацелены в первую очередь на обеспечение надежного транзита российского газа в Европу. Фактически речь идет об отказе Украины от выполнения условий Брюссельской декларации. По условиям этого соглашения в обмен на кредит в $3 млрд. Киев обязался открыть третьим сторонам доступ к украинским газохранилищам и вывести трубопроводную систему из-под контроля «Нафтогаза».
Большая часть средств предназначалась именно для модернизации компрессоров. Теперь речь об этом уже не идет. Техническим перевооружением украинской газовой отрасли будут заниматься российские компании. Единственное условие Киева — новое оборудование должно быть украинского производства. Закупать его планируют у «Полтавского турбомеханического завода», «Глуховского завода »Электропанель« и »ВНИИкомпрессормаш".
Финансировать модернизацию будут за счет российских кредитов. Не исключено, что они будут выданы под залог газотранспортных активов. А это значит, что Россия фактически получит доступ к управлению украинской трубой, реализовав свою давнюю мечту.
Чем «топить» атомные станции, пока не решили
Главное направление сотрудничества в атомной сфере — строительство энергоблоков № 3 и № 4 Хмельницкой АЭС. В этом вопросе Москва и Киев достигли полного взаимопонимания. Межправительственное соглашение будет готово к подписанию уже через месяц. Документ — рамочный, в нем будут определены только принципы сотрудничества сторон. Параметры финансирования будут зафиксированы в кредитном соглашении, подготовку которого министерства финансов России и Украины должны завершить также к июню.
Единой позиции по поставкам российского ядерного топлива на Украину до сих пор нет. Киев готов к заключению долгосрочного соглашения, однако предлагаемый российским концерном ТВЭЛ 15-летний срок у украинской стороны поддержки пока не получил. Завершить согласование позиций стороны планируют к июню — соответствующее поручение «Росатому», «Энергоатому» и ТВЭЛ также значится в проекте протокола.
Еще одна несогласованная позиция — совместное производство ядерного топлива. Стороны сошлись лишь в том, что приоритетом является размещение предприятия на Украине. Однако «Росатом» и Минтопэнерго Украины также рассматривают возможность создания СП на базе Новосибирского завода химконцентратов. Экономику проекта стороны планируют просчитать к июню.
«Росатом» уже несколько лет продавливает этот проект, обещая взамен передать Украине технологию производства циркония и помочь восстановить производственные мощности ГНПП «Цирконий». Одно время глава «Росатома» Сергей Кириенко заявлял, что Россия готова даже на паритет в этом проекте.
Внутреннего рынка сбыта для циркония, который используется для производства некоторых видов ядерного топлива, на Украине нет. Киеву остается его либо экспортировать, либо перерабатывать в других странах. Однако соглашаться на СП в Новосибирске Украина не спешит. Страна заинтересована в создание на своей территории полного цикла производства ядерного топлива. При этом проекты по совместной добыче урана на территории Украины в числе приоритетных не значатся. Так же как и инициативы по строительству новых энергоблоков и совместному производству оборудования для атомных станций.
В числе российских инициатив, предложенных на рассмотрение Киева, — долгосрочное соглашение на оказание услуг по отработанному ядерному топливу с Ровенской АЭС. Ключевым вопросом здесь будет стоимость контракта. Детально обсуждать его стороны планируют только в сентябре.
Международная транспортная паутина
Москва и Киев решили вернуться к идее строительства кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря. Во второй половине года пройдет заседание совместной рабочей группы, которая рассмотрит вопрос строительства моста через Керченский пролив. Стороны также будут осуществлять обмен информацией по реализации Меморандума о взаимопонимании по черноморской магистрали. В 2008 г. Россия выступила с инициативой строительства этой дороги протяженностью 7 тыс. км. Украина поддержала идею. Меморандум тогда подписали в Сочи семь из 12 стран — участниц. Однако на настоящий момент идея «закольцевать» Черное море зависла из-за холодных отношений России и Грузии.
Стороны подтверждают и готовность сотрудничать в проектах развития железнодорожного транспорта, в том числе строительства ширококолейной железной дороги Кошице—Братислава—Вена. В Братиславе 6 апреля РЖД с железнодорожными администрациями участников проекта — Австрии, Словакии и Украины — подписали четырехстороннее соглашение о подготовке обоснования инвестиций проекта. Строительство дороги нацелено на создание еще одного транзитного коридора для контейнерных и сырьевых грузов между Европой, Россией и Азией. По оценкам РЖД, через 15 лет объем перевозок по участку Кошице—Братислава могут составить 23,7 млн. т, по участку Братислава—Вена — 18,5 млн. т.
От Киева до Москвы - с ветерком
На обсуждение комиссии вынесены изменения в пассажирском железнодорожном сообщении. Украинская сторона предлагает согласовать изменения, по которым все процедуры таможенного и пограничного контроля в поезде № 1/2 Киев—Москва будут проводиться на начальной и конечной станциях. Как уже сообщал «Маркер», аналогичную схему РЖД совместно с финскими коллегами планирует ввести в скоростном поезде Allegro, который начнет курсировать без остановок между Москвой и Хельсинки уже в конце этого года.
В России станет больше украинского сахара
Как говорится в документах к заседанию комиссии, российская сторона в двухмесячный срок рассмотрит вопрос о предоставлении Украине ежегодной тарифной квоты на поставки 300 тыс. т сахара из свеклы уже в 2010 г., с возможностью увеличения через три года. Ранее планировалось рассмотреть этот вопрос не ранее 2012 г. Правда, Украина просила больше — квоты на льготный импорт 500 тыс. т сахара ежегодно. Чтобы мотивировать крестьян сеять сахарную свеклу, в проекте бюджета страны на текущий году даже были предусмотрены дотации в размере 1 тыс. гривен на 1 га посевов сахарной свеклы.
Объединение авиастроителей не согласовано
Общей позиции по вопросу покупки акций украинского авиастроительного концерна «Антонов» российской Объединенной авиастроительной корпорацией в документе нет. По инициативе украинской стороны внесено предложение подготовить проект межправительственного соглашения о сотрудничестве в области разработки, производства, поставок и эксплуатации авиатехники между двумя корпорациями. В частности, Киев предлагает в III квартале текущего года завершить подготовку проекта межправительственного соглашения о возобновлении серийного производства самолетов АН-124 «Руслан».
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ РОССИЙСКО-УКРАИНСКОГО КОМИТЕТА ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Комментарии - 4