Снижение Национальным банком Украины с 10 марта ставок по кредитам рефинансирования является скорее реакцией на политическую критику, чем реальной переменой в функционировании рынка, ведь правительство и народные депутаты неоднократно заявляли о том, что «высокие» процентные ставки являются ключевой проблемой украинской экономики. Такое мнение высказал экономист компании «Astrum Investment Management» Алексей Блинов.
Снижение стоимости кредитов НБУ не слишком отразится на рынке: мнение
«Поскольку ситуация на валютном рынке уже на протяжении длительного времени является благоприятной для НБУ в контексте контроля над обменным курсом и пополнения золотовалютных резервов, он видит меньше потребностей в привлечении средств у коммерческих банков. Это — главная причина сокращения процентных ставок по пассивным операциям, ведь центробанку больше не нужно сокращать ликвидность ради противостояния девальвации гривни», — говорит Блинов.
Как отмечает экономист, существует два аспекта, которые минимизируют важность снижения процентных ставок для рынка. «С одной стороны, спрос коммерческих банков на кредиты от НБУ ограничен. Банковская система на данный момент имеет высокую ликвидность, а рыночные ставки по кредитам овернайт составляют лишь 2-3%. Общий объем кредитов овернайт от Нацбанка за месяц близок к нулю, тогда как ежедневно банки размещают по меньшей мере 200 млн.грн. на депозитных сертификатах регулятора, — говорит Блинов. — Те банки, которые имеют острые проблемы с ликвидностью, обычно получают специальные кредиты рефинансирования от Нацбанка».
С другой стороны, экономист считает, пока что сам НБУ не намерен много одалживать банкам: «Недавно НБУ открыл новый канал монетарной эмиссии, а именно валютный, который действует следующим образом: эмиссия денег происходит посредством выкупа Нацбанком долларов на валютном рынке. Тогда как по этому каналу банковская система получает как минимум 1 млрд грн в месяц, НБУ может продолжать проводить осторожную кредитную политику».
Эксперт подчеркивает, что даже после снижения ставок денежно-кредитная политика НБУ формально остается достаточно жесткой по показателю реальных процентных ставок. «Если сравнивать новые ставки с инфляцией в 11,5% г/г в феврале’10, то реальные ставки составят 1% по кредитам под ОВГЗ и 2% по бланковым кредитам овернайт. В то же время существует высокий риск того, что в течение следующих месяцев инфляция ускорится, и реальные ставки могут даже стать отрицательными. Например, реальные ставки согласно нашему прогнозу по инфляции на 12 месяцев вперед на уровне 19,1% г/г уже отрицательны», — говорит Блинов.
«Однако, опять же, без количественной монетарной экспансии судить о том, является ли нынешняя монетарная политика жесткой или мягкой лишь по показателю реальных процентных ставок — некорректно, — акцентируют внимание в „Astrum“. — Таким образом, в общем и целом, снижение ставок НБУ является скорее реакцией на политическую критику (правительство и народные депутаты неоднократно заявляли о том, что „высокие“ процентные ставки являются ключевой экономической проблемой), чем реальной переменой в функционировании рынка».
Напомним, с 10 марта НБУ снизил ставки овернайт по активным операциям на 3-3,5 п.п. Так, ставка овернайт по бланковым (беззалоговым) кредитам сокращена с 17% до 13,5%, а ставка овернайт под залог ОВГЗ — с 15,5% до 12,5%. НБУ также сократил ставки по пассивным операциям: предельная ставка по 7-дневным депозитным сертификатам (размещение свободных средств комбанков в НБУ) снижена на 1 п.п. до 3%.
Комментарии