Среднестатистический украинец потратит на подарки, продукты и развлечения в новогодние и рождественские праздники приблизительно 2,5 тыс. грн., что на 300 грн. превышает показатель прошлого года. Об этом свидетельствуют результаты исследования потребительских настроений наших соотечественников, проведенное компанией «Делойт».
Согласно исследованию примерно 1,2 тыс. гривен составят траты на подарки, 850 гривен — на праздничный стол и 450 гривен — на развлечения. «Увеличение расходов произойдет в первую очередь за счет молодежи и обеспеченных граждан», — констатируют специалисты компании «Делойт». Украинцы меркантильны: около половины из них убеждены, что лучший подарок от Деда Мороза — наличные, в то время как для европейцев — это книга. Однако далеко не все готовы осчастливить своих близких дензнаками. Дарить родственникам и друзьям праздничные «конверты» планируют только 28% опрошенных, большинство из которых мужчины. Очевидно, включать деньги в список приоритетных подарков сильный пол заставляет отсутствие фантазии. А в целом же по стране наиболее популярными праздничными подношениями традиционно останутся косметика и парфюмерия.
Экономить в период зимних праздников наши соотечественники намерены на детях и подростках. Если в прошлом году большинство родителей были готовы раскошелиться на приобретение своим чадам компьютеров и мобильных телефонов, то сейчас собираются ограничиться книгами, деньгами и сладостями. Причем значительная часть обывателей готовится сэкономить на подарках, купив их во время предновогодних распродаж и проведения акций. Предпраздничный ажиотаж принесет неплохие дивиденды супермаркетам, которые, как и год назад, станут основным местом покупки презентов (в их пользу высказались 52% респондентов).
Эксперты отмечают, что улучшение потребительских настроений граждан может стать настоящим рождественским подарком для экономики. Октябрь-декабрь традиционно являются удачными с точки зрения потребления домохозяйств. «Мы ожидаем, что в этом году именно »фактор Нового года« будет главной причиной роста потребления в четвертом квартале по отношению к третьему. Больше других в этот период смогут нарастить продажи торговля, пищевая промышленность и сфера услуг. Хотя в связи со сложной экономической ситуацией предновогоднее потребление будет сосредоточено в основном на товарах широкого пользования. Производителям товаров длительного хранения не стоит рассчитывать на значительное повышение спроса», — прогнозирует старший аналитик компании Phoenix Capital Андрей Нестерук.
Увеличение объемов потребления будет стимулироваться и ростом социальных вливаний в предвыборный период. Хотя отсрочка с получением четвертого транша кредита МВФ может стать той ложкой дегтя, которая не позволит гражданам увеличивать траты. «В сентябре-октябре задолженность по заработной плате бюджетников уже выросла на 60 млн гривен — до 1,679 млрд гривен. Повышение социальных стандартов, которые требуют дополнительных расходов, и задержка с получением кредита stand-by приведут к увеличению задолженности по заработной плате бюджетников в Украине до конца 2009 года до 2 млрд гривен. При оптимистичном сценарии развития событий до конца текущего года данный показатель может вырасти на 200 млн гривен — до 1,879 млрд гривен», — прогнозирует руководитель информационно-аналитического центра Forex Club Николай Ивченко.
Готовящийся в октябре-декабре бум потребления может вывести показатели развития экономики в позитивную плоскость. «В четвертом квартале 2008 года, который стал началом кризиса в Украине, наблюдалось нетрадиционное для этого периода сокращение потребления, которое составило около 4,5% по сравнению с предыдущим кварталом. В четвертом квартале текущего года мы ожидаем роста потребления, однако он не достигнет тех 10%, которые были зафиксированы в 2007 году (по сравнению с предыдущим кварталом). Сейчас прирост составляет около 5%», — говорит экономист инвестиционной компании Concorde Capital Никита Михайличенко.
Наша страна лидирует по количеству граждан, считающих, что финансовый кризис отразился на их личном финансовом положении. По словам управляющего партнера компании «Делойт» в Украине Владимира Вахта, тенденция к увеличению потребительских расходов граждан становится все более устойчивой. Согласно результатам исследования после окончания кризиса у нас ожидается рост продаж, не сравнимый ни с одной другой европейской страной. Намерение тратить больше после того, как экономическая ситуация стабилизируется, высказали 42% опрошенных граждан. Данный показатель оказался самым высоким в Европе.
17 ноября 2009, 12:40
Читати українською
Новогодний ажиотаж поможет украинской экономике
Источник:
Деловая Столица
Комментарии