В пятницу Минагрополитики сообщило, что в 2008/2009 маркетинговом году на мировые рынки было поставлено 2,1 млн т масла на сумму $1,57 млрд, что является лучшим показателем за всю историю Украины. В будущем году объем экспорта снизится незначительно, говорят участники рынка. По их мнению, это будет способствовать росту инвестпривлекательности отрасли. Уже в ближайшее время они ожидают выхода на рынок крупных зарубежных компаний.
Украина экспортировала рекордное количество подсолнечного масла
В 2008/2009 маркетинговом году (МГ, закончился 31 августа) объем экспорта подсолнечного масла из Украины вырос на 58,5% по сравнению с предыдущим МГ, до 2,1 млн т, на сумму $1,57 млрд, сообщило в пятницу Минагрополитики. Украинское масло поставлялось в основном в Индию, Турцию и Египет, говорится в сообщении. «Это абсолютный рекорд в истории страны»,– отметил гендиректор ассоциации Укролияпром Степан Капшук. В прошлом МГ объем экспорта семян подсолнечника увеличился в 10,1 раза, до 769 тыс. т, на сумму $191,8 млн. Тогда поставки осуществлялись преимущественно в страны ЕС, Пакистан, Турцию и Грузию, отмечает КоммерсантЪ. Росту экспорта в этом году способствовали девальвация гривны и высокий урожай семян подсолнечника, который, по данным Минагрополитики, составил 6,5 млн т против 4,7 млн т в 2007/2008 МГ. Объем производства масла в прошлом МГ увеличился на 41,8%, до 2,5 млн т. «Из-за кризиса в мире в прошлом МГ снизились ставки фрахта, они были почти в 3 раза меньше максимальных значений предыдущих периодов»,– говорит директор аналитического центра Украгроконсалт Сергей Феофилов. Это способствовало рентабельности экспорта подсолнечного масла, несмотря на то что из-за мировой ценовой конъюнктуры в среднем экспортная цена тонны продукта в прошлом МГ была ниже, чем в предыдущем – $750,3 против $1,28 тыс. Компании, которые экспортировали масло, произведенное на собственных мощностях, работали с рентабельностью 15-18%, отмечает гендиректор промышленной группы Креатив Юрий Давыдов. Для сравнения: средняя рентабельность экспорта пшеницы в прошлом МГ была около 8%, ячменя – 6%, говорит заместитель гендиректора Волары (один из крупнейших экспортеров зерна) Вячеслав Колосветов.
В нынешнем году объем экспорта подсолнечного масла из Украины будет не ниже, чем в прошлом МГ, прогнозирует заместитель министра агрополитики Ярослав Гадзало. С ним не соглашаются участники рынка. «Из-за кризиса в прошлом году сельхозпроизводители сократили посевы подсолнечника, его урожай будет меньше. Объем экспорта подсолнечного масла в нынешнем МГ снизится на 10-15%»,– считает господин Давыдов. Пока он сохраняется на стабильно высоком уровне, так как гривна остается слабой, отмечают в группе Немецко-украинский аграрный диалог.
Экспорт масла – привлекательное для инвесторов направление, в нынешнем году им могут заняться новые крупные игроки, подчеркивают эксперты. «В выходе на рынок переработки и экспорта семян подсолнечника заинтересованы крупные зарубежные компании, как стратегические инвесторы, так и портфельные. В нашу компанию в последнее время поступает много предложений от них»,– рассказывает Юрий Давыдов.
По его информации, в расширении направления экспорта подсолнечного масла заинтересована компания Glencore (один из крупнейших экспортеров зерновых в Украине), планирует выйти на рынок и американская ADM. По словам гендиректора Vioil (крупный экспортер масла) Сергея Присяжнюка, скорее всего, зарубежные операторы будут приобретать уже действующих операторов рынка или входить в акционерный капитал их компаний как партнеры: «Войти в этот бизнес с нуля чрезвычайно сложно: необходимо обладать развитой инфраструктурой для закупки семян подсолнечника и иметь хорошую команду квалифицированных специалистов».
Комментарии - 1