Во времена банкротств и увольнений ничего не кажется таким избыточным и лишним, как золотые часы и быстрые спортивные авто. Впрочем, дорогие атрибуты социального статуса имеют большое значение для экономики.
«Окружите меня роскошью, и я откажусь от всего необходимого», — как-то сказал Оскар Уайльд. Ирландский писатель, как известно, любил все эстетичное и роскошное. Интересно, что бы он сказал, если бы переживал нынешний экономический кризис. Ведь его чувствуют, в частности, и производители предметов роскоши. Объемы их товарооборота лишь в Европе сократились в этом году на 9%.
Как пострадала от кризиса отрасль роскоши
Такую негативную тенденцию уже успел заметить Фридгельм Визманн, председатель производителя спортивных автомобилей Wiesmann в немецком Дюльмене. «Сектор товаров класса „люкс“ также страдает от кризиса», — заверяет Визманн. Кое-кто из средних предпринимателей, правда, может себе позволить спортивный автомобиль, но «многие считают, что в настоящее время неподходящий момент, чтобы делать такие покупки».
Предприятие Фридгельма Визманна создает эксклюзивные спортивные авто, каждая модель из которых стоит свыше 100 тысяч евро. В последнее время сбыт собранных вручную «болидов» замедлился. Для Визманна это признак ошибочности распространенного среди предпринимателей мнения о том, что предметы роскоши не зависят от конъюнктуры.
Haute Couture тоже чувствует кризис
Доказательством того, что нынешний кризис дал о себе знать даже самым богатым, являются также громкие банкротства в отрасли высокой моды. Первой жертвой в этой области стала марка Lacroix. Да и в других домах моды в Париже наряды Haute Couture все чаще остаются нераспроданными.
Намного больше везет владельцу небольшого магазина в Мюнстере, портному Ульриху Герлаху. Невзирая на то, что самый дешевый пошитый на заказ костюм от Герлаха стоит 2,5 тысячи евро, клиентов у него не уменьшилось. Поэтому, кризиса Ульрих Герлах пока не заметил. «Напротив – спрос у нас растет, и мы еще никогда не продавали такие дорогие костюмы, как сейчас», — говорит он. Герлах убежден, что костюмы, пошитые по мерке на заказ, не боятся кризиса, ведь те, кто всегда носит индивидуально для них пошитую одежду, не прекратят делать это и во времена кризиса.
Настоящие ценности и мгновенные радости
Единственное, на чем зажиточные граждане в настоящее время, очевидно, начали экономить, — шампанское, которого от начала кризиса потребляют все меньше. Объемы продаж этого благородного напитка на начало года сократились во всем мире более чем на треть.
Далекими от предметов первой необходимости являются также ювелирные изделия. Впрочем, немецкий ювелир Томас Единг-Ердель настаивает на том, что покупать украшения необходимо и в такие трудные времена. Ведь они вызывают прекрасные эмоции — в момент покупки, как подарок или в повседневном пользовании. Для всей же отрасли производства предметов роскоши кризис даже является полезным, считает Единг-Ердель. «Настоящие предметы роскоши, которые несут в себе ценность и умение мастеров, станут после кризиса еще более ценными», отмечает ювелир.
Возможно, кризис поможет людям вернуться к настоящим ценностям или хотя бы к самому необходимому. Ведь даже любитель роскоши Оскар Уайльд в конечном итоге преодолел свой материализм. «Истинное совершенство человека заключается не в том, что он имеет, а в том, чем он является».
Комментарии