Эксперты из-за рубежа говорят, что украинская экономика задышала. Стоит ли им верить? Влиятельная британская газета «The Financial Times» на днях оптимистически отметила, что экономика Украины, пострадавшая от кризиса, начала подавать признаки роста. Понемногу стала возрождаться сталелитейная отрасль – в первом квартале 2009 года экспорт украинской стали возрос на 15% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Сельскохозяйственный сектор ожидает рекордного урожая зерновых.
Экономика скорее жива, чем мертва
Как это расценивать? Тем более что буквально вчера информагентства распространили диаметрально противоположную новость от некоего анонимного источника в Кабмине: в апреле производство стали сократилось на 9,9%, или на 236,00 тыс. тонн, по сравнению с мартом. Так что это было: привычный для наших политических будней оплаченный самопиар правительства или на самом деле забрезжил свет в конце тоннеля?
Три условия выживания
Если лягушку опустить в кипящую воду, инстинкт самосохранения мгновенно ее оттуда вытолкнет. Но если поместить в теплую воду и постепенно подогревать – сварится.
Провальный четвертый квартал прошлого года был для Украины чем-то сродни кастрюли с кипящей водой.
Ошпаренная экономика скукожилась, рванулась в «тень», но, похоже, выскочила из переплета. Прошлогодний удар был столь силен и пациент был столь плох, что теперь – при соблюдении трех условий – едва ли не каждая новость будет казаться лучше предыдущей.
1. Прекратить свару в верхах
Премьерско-президентско-парламентский консилиум должен лечить экономику, а не спорить о том, какое из светил больше переживает за больную. Если бы не вмешательство приглашенных извне консультантов – и того же МВФ – с собственным банком ликвидности еще неизвестно, что было бы с пациенткой.
2. Мировая экономика должна реально начать восстанавливаться
Без внешнего спроса украинский металл будет ржа веть на складах, минеральные удобрения – окаменевать в мешках, и даже приснопамятная газовая труба будет отдавать гулким эхом пустоты. Пока сигналы извне противоречивы – кратковременные всплески оптимизма сменяются депрессивными пророчествами.
3. Не торопиться с «глобальным» оптимизмом
Не надо принимать падение жара на пару градусов за полное выздоровление. И главное, не кормить народ баснями, что экономика уже оклемалась до такой степени, что может позволить себе жить не по средствам. А еще месяц-два, и мы это услышим. Ступив одной только ногой за стартовую черту президентской кампании, мы услышим, какой диковинной сказкой будет бюджет-2010 – как стремительно и щедро будут повышены зарплаты, пенсии и социальные пособия.
Теперь по сути. Не исключено, что мы таки достигли дна кризиса. Об этом говорят даже противоречивые, скачущие графики металлургической отрасли. Но главное, биржи во всем мире начали расти, то есть деньги пошли в экономику. Теперь у нас два выхода. Либо начать еще глубже копать дно в точке его достижения (нашим кулачным бойцам с Печерска это, кажется, ближе всего), либо уступ за уступом, метр за метром отвоевывать утраченные позиции, возвращаясь сначала на рубеж 2004 года, затем – 2005-го – и так далее.
И не надо путать плюсовые данные Госкомстата с анализами, свидетельствующими об отменном здоровье пациента. Потеряв 40% объема металлопроизводства (первый квартал 2009-го к первому кварталу 2008-го), каждая дополнительная тонна экспорта металлопроката будет казаться прорывом, как и возрождающийся спрос на цемент, удобрения и вагоны метрополитена.
Если такие новости квалифицировать как хорошие, то они будут прибывать. Вот только экономика Украины уже не будет такой, какой она вошла в последний квартал 2008 года. Изменившись, она потребует изменений и от окостеневшего в своих партийных списках отечественного политикума. Альтернатива – единственная, и состоит в том, что Украине на десятилетия вперед будет уготовано аутсайдерское место на галерке третьего мира.
За выход из кризиса мы заплатим многим – как в прямом, так и в переносном смысле слова. И на многие вещи будем смотреть иначе.
Страна еще долгие годы будет расплачиваться по долгам – если мы вошли в кризис с соотношением долга к ВВП в 15%, то выйдем из него с обязательствами почти в половину валового внутреннего продукта.
Понадобится несколько лет, чтобы восполнить съеденные кризисом позиции по заработным платам и пенсиям. А если политики снова начнут одаривать нас известиями, что доходы населения будут расти на 25% в год – знайте: это сигнал нового кризиса.
Знатоки
«Судить об оживлении экономики только по металлу и огурцам не стоит»
Павел МЕЛЬНИК, владелец компании «МППконсалтинг», специализирующейся на расчетах инвестиционных и финансовых рисков:
– После серьезного падения металлургии в целом в 3-4 кварталах 2008 года сегодня действительно наблюдается оживление. Если в прошлом году останавливались авиастроение, тяжелое машиностроение – те отрасли, которые потребляли треть всего производимого металла, то сейчас благодаря снижению цен эти предприятия начали кое-как работать.
15%-ный рост экспорта – это хороший показатель. Но судить только по металлу, что экономика начала оживать – не нужно. Также я считаю поспешным говорить о позитивных тенденциях в аграрном секторе. Сбор урожая начинается с июля. Давать соответствующие прогнозы по аграрному сектору можно минимум в июне. А оценивать ситуацию только по урожаю огурцов-помидоров, которые уже выращены в этом году и продаются сейчас – несерьезно.
«Это еще не рост производства, это минимальный спрос»
Владимир ПИКОВСКИЙ, начальник департамента горно-металлургического комплекса Центра «Госвнешинформ»:
– По сравнению с февралем 2009 года в марте экспорт металла действительно возрос на 15,7%. Тем не менее, по предварительным данным, за апрель этот показатель снизился примерно на 15% по отношению к марту. Наблюдаются постоянные колебания, и они будут продолжаться в течение всего этого года. Да, позитивная тенденция есть. Но это еще не рост производства: это тот минимальный спрос, который необходим для функционирования отраслей.
«Деньги поступают в экономику, она начинает работать»
Валерий КАРЕВ, финансовый эксперт:
– Сегодня можно наблюдать оживление фондового рынка. Во многих странах Европы, Азии, Латинской Америки индексы превысили показатели конца ноября прошлого года. Аналогичная тенденция наблюдается и в Украине: сегодня наш индекс начал расти.
Что это значит? Фондовый рынок – это индикатор экономики. Вложение в ценные бумаги – это долгосрочные вложения. Это не депозит, который ты можешь через месяц забрать. Когда человек покупает акции, он вкладывает свои деньги в предприятия.
Это означает, что деньги поступают в экономику, она начинает работать. Просто у каждого предприятия разный оборот капитала: у кого-то неделя, у кого-то месяц, у кого-то годы или даже десятилетия, в зависимости от сферы деятельности. Так или иначе, доверие к промышленности, предприятиям, акционерным обществам начало возрождаться.
Металлурги далеки от оптимизма
На украинских меткомбинатах жалуются, что производство падает. Тем не менее, они работают и сокращать персонал не собираются
На металлургических предприятиях Донецкой области не подтверждают оптимистических заявлений о том, что металлургическая промышленность Украины начала оживать.
До преодоления кризисных явлений в отрасли еще очень далеко, – заявил «Газете...» начальник пресс-центра Мариупольского металлургического комбината имени Ильича Сергей Магера. – В целом по отрасли к марту был отмечен незначительный рост объемов производства – он совершенно ничтожный по сравнению с тем падением, которое произошло в первые месяцы кризиса.
Сейчас у предприятий в лучшем случае – нулевая рентабельность. Наш комбинат работает где-то на 60% своей мощности. Улучшений пока не предвидится. Наоборот – грядет еще традиционное сезонное падение производства: летом даже в хорошие времена происходило его снижение по всей металлургической отрасли. Но, несмотря на все это, массовых сокращений рабочих на комбинате не будет.
В эти майские дни многие работники комбината находятся на праздничных каникулах, которые им продлили до 12 мая. Это время оплачивают в размере 75% тарифа или оклада.
Такие же каникулы сейчас и на ЗАО «Донецксталь – металлургический завод».
На Енакиевском металлургическом заводе, который входит в финансово-промышленную группу «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ), тоже жалуются на падение производства – как по году, так и по минувшему месяцу. В частности, как сообщила пресс-секретарь предприятия Елена Вахмистрова, на ЕМЗ продолжается снижение производства чугуна и отгрузки проката.
Комментарии