Недавно мы составили рейтинг финучреждений по уровню достаточности капитала. Как оказалось, по этому показателю лидируют далеко не крупные банки.
Зачем банки в Украине наращивают капитал
Проверка банков первой группы показала, что общая потребность в докапитализации этих финансовых учреждений - 24,7 миллиарда гривен. По разным оценкам, всей банковской системе страны необходимо будет увеличить капитал на сумму от 50 до 70 миллиардов гривен. Правительству предполагается выделить только 44 миллиарда гривен на докапитализацию. Уже сейчас многие аналитики говорят, что не все банки смогут увеличить капитал. Однако в этой ситуации есть финучреждения, которым вообще не нужно экстренно искать средства на увеличение капитала у акционеров или у государства. Именно поэтому «Дело» составило рейтинг банков по уровню достаточности капитала.
Оказывается, в лучших условиях не самые крупные по размеру активов банки. Чаще всего это или те из них, которым увеличили капитал иностранные акционеры, или те, кто не занимался активной выдачей рисковых кредитов физическим лицам. Так, лидером рейтинга по достаточности капитала оказывается БТА Банк с показателем 0,527. За ним идет Ощадбанк с показателем 0,275, далее - банк «Финансовая инициатива» с показателем 0,230, потом Ситибанк Украина - 0,218.
При этом государственные банки фактически смогли попасть в этот рейтинг благодаря тому, что в декабре минувшего года правительство значительно увеличило их капитал. Так, капитал Ощадбанка был увеличен на 11,7 миллиарда гриве - до 15,47 миллиарда, а Укрэксимбанка - на 3,7 миллиарда гривен - до 4,5 миллиарда. БТА Банк значительно увеличил капитал за счет казахстанских акционеров.
Финучреждения с высоким уровнем достаточности капитала не только могут спокойно себя чувствовать в тяжелые для всего рынка времена. Более того, они получают конкурентное преимущество, так как могут оперативно выполнять платежи, что клиенты теперь особо ценят. «У банков, которые могут выполнять платежи день в день, появляются новые клиенты. Чаще всего это корпоративные клиенты, которые раньше обслуживались в банках, где теперь введена временная администрация», - рассказывает председатель правления Терра Банка Сергей Щербина.
Рост активов оказался виртуальным...
До сих пор банкирам хватало источников для пополнения капитала, в случае если активы росли слишком быстро. Многие финансовые учреждения получали настолько серьезную прибыль, что при необходимости увеличивали капитал. Однако осень прошлого года преподнесла финансовой системе неприятный сюрприз. Активы банков значительно выросли, хотя новые кредиты фактически не выдавались. Это объясняется ростом курса доллара, ведь именно в этой валюте была выдана значительная часть кредитов. С начала октября 2008 года до начала января 2009-го официальный курс доллара вырос на 58,7% (с 4,85 гривни до 7,7 гривни). При этом реальное кредитование в период с октября по ноябрь было значительно снижено, а некоторыми финучреждениями и вовсе приостановлено. Банки оказались в парадоксальной ситуации. Новые кредиты не выдаются, а рост активов настолько значителен, что банку необходимо увеличивать капитал.
Невозвраты стали новой реальностью
Одновременно с виртуальным ростом активов банки столкнулись со снижением реальных платежей по кредитам. Так, по данным НБУ, уровень проблемных кредитов за прошлый год увеличился с 1,31 до 2,27% от общего размера активов всей банковской системы. В абсолютном исчислении объем проблемных кредитов вырос за прошлый год в три раза - с 6,35 до 18,02 миллиарда гривен. Однако, по данным коллекторских компаний, ситуация намного хуже - общий объем просроченных кредитов только по ссудам, выданным физическим лицам, составляет около 40 миллиардов гривен, это около 15% от кредитов гражданам. Для того чтобы обезопасить себя от новых невозвратов, банкиры вынуждены были почти всю полученную прибыль замораживать в качестве резервов под проблемные кредиты.
Это лишило банки еще одного источника поступления средств - прибыли. «Качество ранее выданных кредитов с экономическим спадом и снижением доходов населения стремительно ухудшается. К примеру, менеджмент УкрСиббанка недавно озвучил цифру - 12% проблемных кредитов. Наряду со снижением доходов банка и переоценкой долларовых кредитов по новому курсу снижение качества активов приводит к убыткам, что, в свою очередь, негативно влияет на капитал. Поэтому финучреждениям требуется рекапитализация», - говорит старший аналитик рынка облигаций инвестиционной компании Phoenix Capital Мария Майборода.
Существует ли надежный источник?
Рост курса доллара разуверил многих вкладчиков в стабильности национальной валюты, и люди начали массово забирать свои депозиты из банков. Банкиров не спас даже мораторий на досрочный возврат вкладов, введенный Нацбанком. Всего с начала октября депозиты физических лиц в гривне уменьшились на 26,72 миллиарда гривен, или на 21,1%, а депозиты физических лиц в валюте - на 3,46 миллиарда долларов, или на 22,09%.
Кто как решает проблему
Многие банки, столкнувшись со всеми нынешними проблемами, просто вынуждены увеличивать капитал. Причем не всем удается сделать это своими силами. Дочерние банки иностранных финансовых учреждений увеличивают свои капиталы за счет материнских банков. Другие банки вынуждены просить денег на докапитализацию у государства. Например, Родовид Банк обратился за помощью к правительству, подобный вопрос на собрании акционеров собираются рассмотреть и владельцы Укргазбанка. Государственным банкам - Ощадбанку и Укрэксимбанку - уже были предоставлены средства для увеличения капитала еще в декабре минувшего года. Другие вынуждены искать новых акционеров. Так, Проминвестбанк, проблемы которого начались осенью минувшего года, теперь принадлежит не Владимиру Матвиенко, а российскому Внешэкономбанку. Судя по всему, часть финучреждений и дальше вынуждена будет искать новых инвесторов или просить средств у государства. Спокойно смогут перенести эти времена банки, у которых сбалансировано несколько важных показателей. «Сейчас лучше тем банкам, у которых не только высокий уровень достаточности капитала, но и сбалансировано качество портфеля кредитов и портфеля пассивов», - считает заместитель председателя правления банка «Контракт» Павел Крапивин.
Комментарии