Кризисные явления в банковском секторе смогут победить только совместные усилия государства и акционеров финучреждений. Огромная роль в процессе стабилизации банковской системы принадлежит политике правительства, направленной на увеличение внутреннего производства и поддержание стабильности национальной валюты.
Кто спасет украинские банки
То, что отечественные банки испытывают трудности, стало известно еще до октябрьского появления очередей в Проминвестбанке. Высокие ставки на межбанковском кредитном рынке, закрытие ряда кредитных программ и отсутствие наличных в банкоматах – эти тенденции не сулили ничего хорошего. Однако резкий скачок курса в октябре и рейдерская атака на Проминвестбанк привели к реальному кризису в банковской системе. Одному за другим банкам снижали рейтинги ведущие рейтинговые агентства мира, отток депозитов лишал банки возможности продолжать кредитование, а скачок курса привел к увеличению непогашенных займов.
Никто не хотел умирать
Ресурсный голод банки начали испытывать еще в апреле 2008 года, когда ставки на межбанковском кредитном рынке достигали 90-100%. Именно тогда началось приостановление некоторыми банками программ ипотечного и автокредитования. Причинами весеннего кризиса ликвидности стали недоступность внешнего фондирования, недостаточный прирост пассивов и слабый рынок внутренних заимствований (межбанковский кредитный рынок, рынок долговых бумаг). «Ситуация в банковском секторе – следствие того резкого экономического замедления, которое происходит в Украине и в мире и которое сильно ограничило приток капитала на развивающиеся рынки», - отмечает старший банкир ЕБРР Александр Павлов. Предпосылкой банковского кризиса стал валютный кризис, а фактором, усилившим его, – ситуация с Проминвестбанком и отток депозитов из системы. По сути, главной причиной банковских проблем стало управление экономикой, вернее, его полное отсутствие. «Банковский сектор испытывает трудности с поддержанием ликвидности. Известно, что уже сегодня некоторым банкам сложно отвечать по своим обязательствам», - говорит председатель правления АКБ «Форум» Ярослав Колесник.
Не только у нас
Кризис банковской системы произошел в России в 1998 году. Однако в то время это был только российский кризис – мировая экономика не испытывала каких-либо сложностей. А потому России удалось с помощью западных инвестиций достаточно быстро преодолеть кризис. Во многом российский кризис похож на ситуацию, сложившуюся в конце 2008 года в Украине. «Тогда в России были дефолты, но уже в 2000 году пошел очень быстрый экономический подъем - был обеспечен приток западных денег и прямых инвестиций в производство», - отмечает Александр Павлов. Банковский кризис пережила и Турция в 2000 году. Турецкий банковский кризис, по мнению ряда аналитиков, вообще бы не случился, если финансовые вложения в эту страну имели преимущественно форму прямых, а не спекулятивных портфельных инвестиций. Чтобы спасти систему от массовых дефолтов, турецкому правительству пришлось не только массово рефинансировать финучреждения, но и национализировать некоторые из них. Банкиры считают, что в кризис необходима поддержка со стороны государства. «Есть принятые во всем мире механизмы участия – это, например, привилегированные акции, по которым можно получать фиксированный доход, но без права активного участия в текущей деятельности финансового учреждения. Нужно создать избыточную ликвидность в какой-то группе банков, что позволит им уже работать с экономикой и тем самым поддерживать и другие группы банков», - считает Ярослав Колесник.
Способствовать выходу из кризиса может продуманная экономическая политика государства, направленная на создание в обществе понимания того, что происходит сегодня и что будет завтра. Позитивными сигналами для снятия психологического напряжения (которое давит на курс гривны) стала бы национализация нескольких еще жизнеспособных банков. Сейчас правительством рассматривается вариант вхождения государства в капитал банка «Надра» и Укрпромбанка. Еще два банка – Родовид Банк и Укргазбанк – подали в Кабмин письма с просьбой национализировать их.
Время сильнейших
В период кризиса особенно важным становится такой инструмент поддержки ликвидности банков, как рефинансирование.
Механизм рефинансирования коммерческих банков через систему центрального банка страны используется во всех странах мира за исключением экзотических государств. Одна из главных целей центрального банка любой развитой страны – это регулирование экономики посредством механизма рефинансирования.
Классический пример рефинансирования - экономика США, где учетная ставка ФРС - главный индикатор стоимости денег на рынке. Американские банки в случае необходимости могут всегда обратиться в ФРС за рефинансированием и получить его по четко оговоренной ставке. Снижая или повышая ставку ФРС, государственные органы регулируют экономику страны. «Сегодня ставка рефинансирования коммерческих банков установлена ФРС на уровне около 3,25% с целью стимулирования экономики и удешевления кредитных ресурсов», - говорит советник председателя правления Укргазбанка Александр Охрименко.
«Нацбанк должен быть независимой структурой, не задействованной в политической игре. Регулятор должен решить, кому дать долгосрочное рефинансирование, исходя из принципа «давайте спасать тех, кого можно спасти». Если банку НБУ может помочь, и банк важен для всей системы, то необходимо выдавать рефинансирование», - отмечает начальник отдела анализа и исследований Райффайзен Банка Аваль Дмитрий Сологуб. Чтобы избежать спекуляций, НБУ должен отслеживать использование выделенного банку рефинансирования. «Нужно развивать инструментарий рефинансирования. В частности, можно использовать рефинансирование под залог свободно конвертируемой валюты», - считает Ярослав Колесник.
Конечно, не только НБУ должен быть задействован в процессе спасения банков. Большая роль принадлежит акционерам, которые должны также поддержать ликвидность банка с помощью увеличения капитала или предоставления кредитной линии финучреждению.
Кризис приведет к консолидации банковского сектора. Часть финучреждений все же будет вынуждена уйти с рынка, не выдержав конкуренции. Основной задачей для государства является поддержание тех банков, которые могут выжить в условиях кризиса и которые являются системообразующими. Спасение банковского сектора возможно только при условии работы государственных органов власти над улучшением макроэкономических показателей. Должен быть разработан план по поддержке национальной валюты, по усилению ее позиций и защите от девальвации. Привлеченные западные средства должны направляться на новые проекты по внутреннему промышленному производству. Позитивные сигналы, в частности, национализация нескольких банков, понятная и прозрачная экономическая политика восстановят доверие населения к банкам. Прекращение оттока депозитов будет способствовать началу кредитования реального сектора экономики. Только в этом случае можно будет сказать, что кризис остался позади.
Комментарии