Международные рейтинговые агенства соревнуются, кто предскажет нам будущее пострашнее.
Минус 12% ВВП: что в этом плохого и… хорошего
После провального января, когда производство у нас со-кратилось на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, большинство аналитиков ухудшили свой прогноз экономического сползания Украины в ущелье рецессии до 6—8% падения ВВП.
В письме к МВФ (копию которого растиражировал интернет) украинские власти признали спад в 5—6%. Но вот международное рейтинговое агенство Standard & Poor’s выдало прогноз вдвое хуже — минус 12%.
Что означает столь серьезное падение ВВП для нас, «маленьких украинцев» — давайте рассмотрим плюсы (а такие тоже есть!) и минусы этого явления.
Что в этом плохого...
- О повышении зарплаты даже не мечтайте. Фактически с учетом инфляции доходы будут и дальше сокращаться.
- Повышается риск потерять работу для тех, кто работает. И, соответственно, уменьшаются шансы ее найти для безработных.
- Денег из госбюджета с трудом хватит лишь на самое необходимое — зарплаты бюджетникам и пенсии.
- Капстроительство замораживается. С одной стороны, это ставит под угрозу проведение в Украине Евро-2012. С другой — властям придется изыскивать средства на сооружение объектов, а это новые рабочие места.
- Возвращение печальных атрибутов середины 90-х: бартер, задолженность по зарплатам и налогам. Может вернуться и практика принудительного списаний долгов предприятий перед бюджетом.
…и что хорошего?
- Падение доходов означает падение спроса, а значит, и кривая инфляции, рванувшая вверх в январе-феврале, пойдет вниз. Правда, если только НБУ не будет печатать слишком много денег.
- С падением импорта освободятся какие-то потребительские ниши — отечественные производители и предприниматели могут воспользоваться шансом их занять.
- Есть даже шанс всплеска рождаемости — ведь многие женщины предпочитают использовать кризисное время для декретного отпуска, чем сидеть в отпуске за свой счет или вовсе без работы.
«Могут быть серьезные проблемы с социальными выплатами»
Игорь БУРАКОВСКИЙ, директор Института экономических исследований и политических консультаций:
— Падение ВВП — это, прежде всего, падение производства и экономической активности. Также стоит ожидать снижения налоговых поступлений и наполнения бюджета. Из-за бюджетных сокращений начнутся проблемы с социальными выплатами (пенсии, пособия по безработице и т.д. ), и они начнут уменьшаться. А у нас в стране, между прочим, 73% населения получают социальные выплаты.
Тем временем
А откуда Юля деньги на пенсии и зарплаты берет?
Прогноз этот прозвучал на фоне очередного заверения правительства о выполнении плана по доходам. Вот вчера, например, премьер отчиталась, что «наполнение госбюджета планировалось в сумме 26,8 млрд грн, а мобилизировано доходов в общий и спецфонд бюджета 27,6 млрд грн».
Из этого Тимошенко сделала вывод, что «мы способны в кризис работать и давать результат». Но давайте сравним этот показатель с январем-февралем минувшего года — тогда в бюджет поступило 31,27 млрд грн.
Получается, падение доходов относительно 2008-го — примерно 12%. И это еще без учета 20-процентной инфляции. А ведь расходы в 2009-м гораздо выше.
Каким чудом они финансируются? Получается, что экономический спад не только съел с потрохами все «инфляционные доходы» (их должно быть на 20% больше), но откусил еще больше.
Обычно кризис подталкивает власти к проведению структурных реформ. Тезис актуален везде и всегда, кроме Украины образца 2009 года.
И премьер-министр вчера это в очередной раз подтвердила, заверив электорат, что изменения пенсионного возраста (это одна из составляющих пенсионной реформы, столь необходимой сегодня) — не будет.
Что больше всего подорожало в феврале (по отношению к январю)
- Безалкогольные напитки — 6,0%
- Масло сливочное — 5,3%
- Сахар — 4,9%
- Рыба и рыбопродукты — 4,5%
- Алкоголь и табачные изделия — 3,4%
Комментарии