Противостояние вокруг Национального банка началось полгода назад - как только иностранная валюта стала убегать из страны и возник вопрос о формировании самостоятельной денежно-кредитной политики.
На чём стоит гривна?
Под что печатать деньги, если доллары кончаются? Что должно стать основой эмиссии? К сожалению, ни Национальный банк, ни правительство так и не дали четкого ответа на этот вопрос. Правительство хочет печатать деньги под облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), то есть под свое честное слово. Однако кто же ему поверит? Нацбанк намерен просто законсервировать ситуацию в банковской сфере образца августа 2008 года - рефинансировать банки под депозиты, которые у них когда-то были, или под кредиты, которые заемщики не могут вернуть. Естественно, рефинансирование формально будет выдаваться под что-то другое. К примеру, под залог акций самого банка или его недвижимости.
Обе инициативы демонстрируют удивительное согласие в мнениях премьер-министра Юлии Тимошенко и главы Нацбанка Владимира Стельмаха, которых широкая публика воспринимает как непримиримых противников. Они даже мысли не допускают о том, что Украина может принимать самостоятельные решения в валютной сфере. Их инициативы - это всего лишь попытка продержаться квартал-другой в надежде, что ситуация в мире изменится и к нам вернутся иностранные инвесторы. Возможно, премьер и глава НБУ правы: с таким уровнем государственного управления, как в Украине, не стоит и пытаться принимать самостоятельные решения. Проще замереть всей страной на полгода и подождать, пока Барак Обама, Николя Саркози или Ху Цзиньтао решат все проблемы, стоящие перед мировой экономикой. А если они не справятся? А вдруг ситуация сложится так, что украинской власти впервые за годы независимости придется принимать решения самостоятельно и нести за них ответственность? Юлия Тимошенко и публично, и в решениях правительства заявляет о том, что она на это готова. Однако ни Виктор Ющенко, ни Владимир Стельмах, ни министр финансов Виктор Пинзеник ей не верят. И имеют для этого веские основания.
Совершенно очевидно, что возникшие противоречия стороны сейчас не устранят. Правительство примет какое-то компромиссное решение, дающее возможность отечественной экономике и бюджету просуществовать до конца нынешнего года в надежде, что к декабрю проблемы решатся сами по себе. Возможно, нам всем действительно повезет, и мировой экономический кризис рассеется как туман. Однако последние дискуссии вокруг бюджета, курса гривни или газовых соглашений показывают, что делегировать ответственность уже некому. По большому счету, руководство Украины ни разу за годы независимости самостоятельно не решало ключевые вопросы. Принятая в 1990-м Декларация о независимости была производным от противостояния Михаила Горбачева с верхушкой компартии в Москве, принятие 24 августа 1991 года Акта о провозглашении независимости - производным от борьбы Бориса Ельцина с ГКЧП. Под давлением США в 1994-м Украина отказалась от ядерного оружия, да и проведение третьего тура президентских выборов было продиктовано Майданом, а не кем-то из политиков. И в экономике все ключевые решения, - будь то приватизация, введение гривни или утверждение Бюджетного кодекса, - принимались под чутким присмотром иностранных правительств и международных экспертов.
Сейчас ситуация кардинально изменилась, и объективные обстоятельства буквально заставляют руководство Украины принимать самостоятельные решения. Однако инерция бездействия очень сильна. Одних политиков она вынуждает говорить о евроинтеграции, отдавая Брюсселю право принимать ключевые решения, других - говорить о любви к России и вспоминать о Едином экономическом пространстве в надежде на то, что сложные вопросы будет решать Москва.
Развитие кризиса вокруг НБУ, способность или неспособность украинской власти самостоятельно, без подсказок со стороны МВФ, сформулировать и реализовать эмиссионную политику в отношении гривни, отвязав ее от доллара, станет тестом на жизнеспособность не только для национальной валюты, но и для всего государства.
Комментарии