Вызванные карантином кризис и рост безработицы повысили спрос на микрокредиты, но заострили проблему платежной дисциплины. Каждый третий займ, выданный МФО, перекочевал в разряд проблемных.
«Рассматриваем клиентов под лупой»: как работают МФО во время карантина
Кризис вынуждает микрофинансовые компании жестче подходить к оценке рисков и сокращать объемы выдачи кредитов. Об этом участники рынка рассказали на вебинаре «Рынок МФО: реалии, перспективы, прогнозы», который проходил в рамках проекта FinUpdate, организованного BankOnline.
Кризис — денег нет
Председатель правления Всеукраинской ассоциации финансовых компаний (ВАФК) Анна Замазеева считает, что и крупные, и небольшие МФО в ближайшее время будут решать одни и те же проблемы:
- сокращение объема выдачи кредитов;
- снижение дохода кредиторов;
- рост проблемной задолженности;
- взыскания и всплеск обращений от клиентов.
За время карантина проблемная задолженность в МФО выросла в три раза. Многие заемщики потеряли работу, а вместе с ней и стабильный заработок. Некоторые не торопятся погашать кредит из-за неопределенной ситуации в будущем. В первую очередь пострадали клиенты, которые были закредитованы и рассчитывали погасить кредит за счет новых займов.
«Финансовые компании, у которых была просрочка по кредитам 9−10%, теперь имеют 30−38%. И этот показатель будет увеличиваться», — говорит Анна Замазеева.
Наиболее проблемный портфель, который МФО выдавали в феврале и начале марта. Заемщики, которые брали кредиты в этот период, не были готовы к текущим событиям.
«В среднем ранняя просрочка в Creditplus выросла в 1,5−2 раза. Это приведет к росту дефолтов в 2−3 раза на портфелях, выдаваемых в феврале и в начале марта», — утверждает директор Aвентус Украина, которой принадлежит МФО Creditplus, Владимир Довгаль.
В ВАФК уже готовятся к росту потока обращений от заемщиков, у которых возникнут проблемы с погашением кредитов. Анна Замазеева говорит: на этой неделе Ассоциация опубликует номер горячей линии, куда смогут обращаться клиенты.
Читайте также: Когда финкомпании преодолеют последствия кризиса
Как раз незадолго до введения карантина 27 микрофинансовых компаний, которые лидируют на рынке, подписали Кодекс профессиональной этики. Так МФО подтвердили свои намерения вести прозрачный бизнес и соблюдать закон.
К примеру, в Moneyveo с 16 марта перестали начислять штрафы и неустойки за просрочку на период карантина. CEO компании Алена Андронникова говорит, что дополнительно МФО предлагает юридические услуги от компании-партнера всего за 1 гривну. «За три дня старта этого проекта мы увидели очень много обращений», — отметила она.
На время карантина контакт-центр Moneyveo полностью перешел на дистанционную работу. Несмотря на это, пропущенных звонков от клиентов — менее 1%. «Мы перешли на другую систему телефонии и поменяли систему мотивации для всего отдела по работе с просроченной задолженностью. На сегодняшний день рисков обзвона с личных номеров сотрудников компании нет», — рассказывает Алена Андронникова.
Основатель Mycredit Роман Катеринчик заверил, что все звонки прослушиваются, а после разговора компания дополнительно собирает фидбек от клиентов. «Таких людей, которые слушают звонки, стало в 2−2,5 раза больше», — делится он.
Кредиты получат не все
В период карантина процесс к отбору заемщиков стал гораздо жестче. Если раньше компании отсеивали каждую 4 заявку на кредит, то теперь, каждую вторую. «Процент принятия заявок клиентов сократился в среднем с 75% от всего потока входящих запросов до 50%. Мы смотрим на клиента под лупой, скажем так», — рассказывает CEO Moneyveо Алена Андронникова.
У компании уже есть убытки. «Провал произошел в первые две недели карантина. Мы в 4 раза прикрутили скоринг и существенно снизили объемы кредитования. Ежедневно смотрим на скоринг и вероятность дефолта», — добавляет Андронникова.
Похожая ситуация в Mycredit. Компания с 18 марта стала выдавать меньше кредитов и постоянно контролирует свои риск-модели. Процент отказов в среднем вырос на 20−25%. По словам Романа Катеринчика, процент просрочки по кредитам быстро растет. Поэтому компания старается предупреждать клиентов о возможной просрочке и предлагать варианты реструктуризации займов.
Читайте также: Какие бизнесы больше всего пострадали от карантина
Директор Aвентус Украина Владимир Довгаль отметил, что количество запросов на кредиты увеличилось, ведь на рынке стало меньше компаний, которые еще кредитуют. Особенно вырос «трафик» в первые дни карантина. Но сейчас ситуация выровнялась.
По словам Владимира Довгаля, Creditplus также ужесточили настройки скоринга и системы образования лимита. С теми кредитами, которые выдаются в новых реалиях, совсем другая стратегия работы. По сути, компания перешла в режим стартапа. «Мы смотрим, как ведут себя клиенты, какой результат продуктов», — делится он.
Как ситуация будет развиваться дальше зависит от того, насколько долго продлится карантин. В нормальный режим работы МФО вернутся не раньше, чем через 2−3 месяца. Объем рынка сократится. Некоторые клиенты уйдут в просрочку, кто-то — откажется от кредитов из-за неуверенности в завтрашнем дне.
Не хватает денег во время карантина? Бери кредит онлайн и оставайся дома
Время для экспериментов
Многие МФО в условиях карантина начали использовать новые технологии и новые продукты. По словам Владимира Довгаля, компании позволили себе эксперименты, на которые не решались до карантина.
«Например, у нас на сайте стоит продукт под 0,01%, но на 15 дней. Посмотрим, какой клиентский сегмент будет заходить. Хотя мы даже не анонсировали это предложение — может, через два дня ситуация поменяется», — рассказывает он.
Moneyveo также внесла изменения в предложения для клиентов. Например, появились лояльные условия для пролонгации кредита и возможность дополнительной реструктуризации.
Читайте также: Как правильно хранить и инвестировать деньги в кризис
«Реструктуризация не портит кредитную историю. Она помогает остановить какие-либо начисления. Сумму долга, которая сформировалась, можно оплатить в рассрочку с той регулярностью, которую устанавливает компания — раз в неделю или раз в месяц по плану», — объясняет Алена Андронникова. По ее словам, доля реструктуризаций в портфеле Moneyveo за время карантина выросла с 5% до 12%.
В Mycredit теперь доступна автоматическая реструктуризация. «Вам не надо звонить, договариваться, уведомлять. Все можно сделать в личном кабинете онлайн без каких-либо сложностей. Сейчас наша служба работает ежедневно и предлагает индивидуальные условия», — отметил основатель Mycredit Роман Катеринчик. По его словам, компания предлагает реструктуризацию с 10 дня просрочки.
Онлайн-бизнес оправдал себя на 100%
Введение карантина и корона-кризис все перевернули с ног на голову. Основатель Mycredit Роман Катеринчик называет анекдотом мощную маркетинговую кампанию по узнаваемости бренда, которую МФО запустила в марте. Дело закончилось карантином — как минимум на 80% сократился трафик.
После карантина модель поведения и потребления клиентов изменится. Глава правления Всеукраинской ассоциации финансовых компаний (ВАФК) Анна Замазеева считает, что объем выдачи кредитов оффлайн снизится минимум на 50%.
СЕО Moneyveo Алена Андронникова утверждает, что после карантина украинцы станут активнее пользоваться онлайн-сервисами. Любая привычка формируется 21 день. И уже сейчас все привыкли жить и получать любые услуги онлайн.
«Мы создали дополнительный канал для погашения кредитов через телеграмм. Также запустили выдачу кредитов через платежные терминалы самообслуживания, к примеру, Easypay», — поделилась она.
В условиях карантина люди стали активнее делать покупки онлайн. По словам коммерческого директора iPay.ua Антона Косторниченко, рост онлайн-платежей составил порядка 30%. Самым большим спросом пользуется парфюмерия, лекарства и продажа бытовой техники.
Оплата коммунальных платежей онлайн выросла на 15%. Также продолжают активно оплачивать топливо на заправках.
Но в целом количество платежей немного просело, потому что ряд бизнесов сейчас закрылся, например, рестораны, кафе, театры
Читайте также: Смогут ли банки пережить кризис
В iPay.ua отмечают сокращение объемов кредитов «до зарплаты». «У нас сейчас обслуживается 7 компаний. По количеству платежей их выдачи снизились на 60%, по погашениям — минус 40%», — делится Антон Косторниченко.
А вот по банкам, наоборот, рост составил 17%. Секрет в том, что банкиры оперативно переориентировали клиентов на работу онлайн, в том числе, и погашение кредитов. По словам Косторниченко, компании, которые были максимально автоматизированы в онлайне, проще адаптировались к текущей ситуации и смогут легче пережить кризис.
Светлана Тартасюк
Комментарии - 8