Украинским банкам запретили безосновательно отказывать владельцам платежных карт в возмещении ущерба при кражах денег со счетов с использованием ПИН-кода. Верховный суд, рассматривая дело №6-71цс15, выдал общую правовую позицию: финучреждение имеет право не возвращать человеку пропавшие средства только, если сможет доказать, что хищение произошло по вине клиента.
Банки обязали возмещать украденное с карточек украинцев
«До сих пор финансисты не утруждали себя доказательствами, и лишь создавали иллюзию расследования. Но итог почти всегда был один: если деньги сняли в банкомате или расплатились в магазине, вводя ПИН-код (он нужен для чиповых карт), то ни о каких компенсациях и речи быть не может. Дескать, код знает только владелец карты, и если он стал известен третьему лицу, то виноват только он, поскольку нарушил договор, в котором написано, что на нем лежит обязанность хранить его от лишних глаз. Финансисты делали вид, что не знают, как мошенники взламывают карты с магнитной полосой и крадут потом деньги. Даже если видео-камера банкомата фиксировала незнакомое лицо, когда оно крало деньги с карты, могли сказать: «А вдруг вы кого-то подговорили, чтобы вам сняли деньги, а теперь требуете компенсации». Вернуть деньги было крайне сложно. А теперь ВСУ постановил: не пострадавший должен оправдываться перед банком, а банк должен обстоятельно доказать передачу ПИН-кода посторонним. Если не доказал — должен вернуть все, что пропало со счета», — рассказал старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.
Банкиры с этим, конечно, не соглашаются, утверждая, что отказывали в компенсациях лишь в случаях, когда кража денег действительно произошла по вине человека.
«Большинство банков при рассмотрении заявлений о мошенничестве с картой клиента придерживаются правила, что потери лучше возместить. Другое дело, что банк не благотворительная организация и сначала проводит работу по изучению всех обстоятельств. Если сомнений в том, что операция действительно не была санкционирована клиентом, а его вины в ней нет — скорее всего, деньги будут возвращены», — сказал нам начальник управления платежных карт Коммерческого индустриального банка Денис Мельник.
Хотя юристы говорят, что количество споров владельцев карт и банков в последнее время увеличивалось — по мере роста активности карточных мошенников.
«К сожалению, споры между клиентами и банками при исчезновении денежных средств после ввода ПИН-кода в банкомате — очень распространены в настоящее время. До сих пор чаша весов Фемиды чаще склонялись в пользу финансовых учреждений. Банки опирались на тот факт, что клиент, в соответствии с заключенным договором, несет ответственность за ПИН-код и обязан держать его в тайне. И человеку нужно было иметь сильную доказательную базу для разрешения спора в свою пользу», — говорит партнер АО «СК Груп» Юлия Курило.
База должна быть настолько сильной, чтобы владельца карты в итоге не смогли посадить. Некоторые банки пугали этим особенно рьяных спорщиков за пропавшие деньги.
«Самой негативной для клиента может оказаться ситуация, когда банк для того чтобы доказать вину владельца карточного счета в исчезновении денег с карт после введения ПИН-кода, может инициировать в отношении клиента уголовное производство по делу о мошенничестве. Если правоохранительные органы сочтут обоснованным заявления банка о преступлении, то в лучшем случае клиенту придется принять участие в некоторых следственных действиях, в худшем — оказаться на скамье подсудимых», — объяснил ситуацию юрист юрфирмы FELIX Святослав Бартош.
Из-за сложной экономической ситуации финансисты готовы тянуть до последнего — только бы подольше не компенсировать человеку украденное мошенниками. Потому, чтобы по максимуму сократить расследование финансистов, а может и обойтись и досудебных расследованием и мировой выплатой компенсации, юристы дают обманутым жуликами людям несколько советов.
«Приложите все усилия, чтобы как можно быстрей письменно уведомить банк о хищении денег с карточного счета. При этом соберите как можно больше доказательств того, что вы в этот момент не могли пользоваться картой. Это могут быть, например, отметки в паспорте (в случае пребывание за границей), чеки из магазинов (заправок), видеозаписи, показания свидетелей, даже свидетельство нотариуса о факте пребывания вас в каком-то месте (если разница в расстояниях между вашим местом пребывания и местом снятия денег довольно большая). Если платежная карта осталась при вас, то обязательно предоставьте ее в ближайшее отделение вашего банка с сопроводительным письмом. Все эти действия помогут собрать доказательную базу в будущем споре с банком, если он откажется возвращать незаконно списанную суму», — подытожил Святослав Бартош.
Елена Лысенко
Комментарии - 52
«VI. Загальні вимоги до безпеки
здійснення платіжних операцій та управління ризиками
9. Користувач не несе відповідальності за здійснення платіжних операцій, якщо електронний платіжний засіб було використано БЕЗ фізичного пред'явлення користувачем та/або електронної ідентифікації самого електронного платіжного засобу і його користувача...»
Отдал другу — это физическое применение карты.
Если суд обязал банки доказывать, что клиент разгласил ПИН или возвращать деньги, то это касается и ОПЕРАЦИЙ С ФИЗИЧЕСКИМ использованием карты.
И ВСУ не писал про возврат денег, а направил дело на повторное рассмотрение.
Стоит также отметить, что было проведено 9 операций и 5 из них удачные, а СМС-ок клиент получил всего 4-ре. Т.е. банк не проинформировал клиента о всех операциях.
Для заграничных звонков у любимого банка есть специальная линия для звонков из роуминга, на которой время ожидания минимально, а про 40 грн/минута вы конечно приврали очень знатно…
Стоимость звонка из Китая в Украину через МТС — 45 гривен минута.
Зачем вводить людей в заблуждение своими сообщениями — ведь многие верят всему, что пишут на форумах…
Единственно в тариф не включена плата за соединение, которая в разных тарифных планах может отличаться.
В моих тарифных планах плата за соединение при звонках из роуминга в Украину:
Киевстар — 1 грн
МТС — 1,99 грн
А более года назад стоимость звонка из роуминга в страну была в пределах 12-15 грн за минуту.
А в остальном — солнышко греет, пятница…
Так вот вышеупомянутые звонки стоили и год назад, и два года назад 40 грн.мин (+/- пару гривен). Выписки и тарифы из архивов не собираюсь предоставлять, никому это не надо. А то, чем мы сейчас здесь занимаемся, называеться флудом. Просьба не засорять эфир, г-н Qwerty1999
Даже СМС-информирование от Приватбанка перевёл в режим е-мейл-информирования, что для роуминга и стоимости входящих СМС есть какая-то экономия.
По времени прихода информации несколько дольше, на одну-две минуты. По удобству — мне больше нравиться…
Из недостатков — ни в одном другом укрбанке пока не реализовано…
Но ведь в офисах и гостиницах (если в командировке) или в квартирах у знакомых — всё работает.
Я не президент страны, чтобы находиться круглосуточно на связи — могу себе позволить несколько часов в сутки пребывать «в зоне недосяжности».
В роуминге не вижу никакой необходимости постоянно быть в онлайне на мобильной связи — вполне хватает и интернета.
В Украине — другое дело. Пара мобильных (Киевстар и МТС) включена круглосуточно, но е-мейл-информирование от ПриватБанка уже перестал переключать на СМС-иформирование при возврате в страну — как-то привык…
Но о Скайпе не забываю и в Украине — иногда важно увидеть лицо собеседника, а не только слышать его голос…
«Каким образом проходит данное воровство, мне сложно сказать»
А мне тем более сложно с вами спорить, но…
Например, на всех моих банковских картах стандартно заблокированы платежи через интернет, поэтому чтобы не украли международные хакеры путём взлома интернет-магазинов и прочих ресурсов, где храняться номера и сроки действия банковских карт — им это не поможет обчистить мои персональные карточные счета…
У карт, которыми я расплачиваюсь в торгово-сервисной сети, заблокированы интернет-платежи, а карты, которыми расплачиваюсь в интернет, я не использую больше нигде и там обычно стоит определённый лимит на одну транзакцию…
Частенько расплачивать с виртуальной интернет-карты, особенно на каких-то левых интернет-сайтах и магазинах.
Конечно это определённый геморрой — но овчинка стоит выделки и за более чем десятилетний срок активного пользования банковским пластиком не было ни одного «левого» списания средств.
Но в одном случае это был мошенник, в другом — скорее всего, работник Привата.
Виртуальной (!) долларовой картой, данные по которой есть только в Приват24, были оплачены несколько операций (покупка ж/д билетов, оплата счета робокассы, пополнения счетов мобильных телефонов) на всю сумму баланса.
Мобильные телефоны принадлежали африканским студентам, которые получали стипендии на карты Привата и учились со мной в одном ВУЗе.
В СБ Привата меня со всей серьёзностью отправляли в милицию, чтобы те трясли этих африканцев.
«мені спадає на думку, що це працівники банку все це і організовують»
Только каждый сотрудник Привата входит в банковскую систему под своим логином и соответственно во всех проводках и платежах стоит его идентификатор, а войти под вашим логином без знания пароля и указания единоразового СМС-кода, пришедшего на ваш мобильный — очень проблематично…
Питання — а чому саме через приват 24
И клиент сразу попадает под уголовное преследование по статье «мошенничество»…
Все вполне логично.
Позвонили на финансовый телефон владельца, узнали номер карты, пин и cvv и банк ещё и виноватым окажется. :)
«VI. Загальні вимоги до безпеки
здійснення платіжних операцій та управління ризиками
9. Користувач не несе відповідальності за здійснення платіжних операцій, якщо електронний платіжний засіб було використано без фізичного пред'явлення користувачем та/або електронної ідентифікації самого електронного платіжного засобу і його користувача, крім випадків, якщо доведено, що дії чи бездіяльність користувача призвели до втрати, незаконного використання ПІНу або іншої інформації, яка дає змогу ініціювати платіжні операції.»
В данном случаи не вижу вины банка.
Клиент будет морозиться и повторять одно и то же — ничего не знаю, ничего не делал — оно само.
Я не представляю, как банк может доказать, что клиент в разговоре разгласил пин-код или cvv-код без аудио записи самого разговора…
Пора Приватбанку подумать и о картах с DCVV — там будет намного сложнее всё это замутить…