Украинские печатные СМИ на грани вымирания. Рекламодатели практически не рассматривают оставшиеся газеты и журналы в качестве коммуникационных площадок. Только за последние два года рекламные доходы в печатной прессе сократились более чем вдвое, а продажи тиражей не окупали затрат большинства проектов и в прошлые, относительно благополучные времена. Тренд перемещения читателя и рекламодателя в онлайн стал особенно заметен в последние несколько лет.
Издатель Handellsblatt: зачем нужны газеты в цифровую эру
В Западной Европе издатели газет и журналов не теряют оптимизма, полагая, что у печатных изданий все еще есть будущее. Надо лишь непрерывно улучшать контент, повысить глубину проработки тем и визуализировать подачу информации. Ребрендинг, редизайн, переформатирование — любимые термины Европейского газетного конгресса — 2015.
Своим видением будущего печатных изданий в цифровую эру поделился Габор Штейнхард — издатель ведущей деловой газеты Германии Handellsblatt:
Не интернет меняет мир, а желание людей быть вовлеченными, иметь шанс высказать свое мнение, проявить себя. Поэтому сейчас популярны СМИ, позволяющие это делать. Тот, кто не реагирует на происходящее вокруг, обречен. Кто сейчас читатель? Это масса людей, имеющих огромное желание участвовать в новостной индустрии, генерировать и разрабатывать то, что им интересно. Издатели, которые этого не понимают, проиграют.
Какими должны быть современные печатные СМИ? Мы не должны быть авторитарными. Часто редакцию воспринимают как место обмена мнениями, а главный редактор и его заместитель видят в ней место сбора идей и оповещения команды. При этом руководители изданий по определению авторитарны. Пример из истории — на двери кабинета Карла Маркса висела табличка «Здесь кончается демократия». Во многих редакциях ситуация сегодня схожа. Главные редакторы воспринимают сами себя слишком серьезно, от чего теряется интерес и к работе со стороны журналистов, и к контенту со стороны читателей. Мы должны быть более веселыми, открытыми, творческими, несмотря на экономическую, финансовую, политическую или социальную направленность.
Иногда мы слишком много болтаем. Например, зачастую только на первой полосе анонсируется 15 тем номера. Когда меня спрашивают об итогах рабочего дня, конечно, у меня эти 15 тем в голове. Но если взять, например, газету, в которой 50 полос, а на каждой полосе по 4 статьи, то это выглядит как меню в дешевом китайском ресторане.
Ангела Меркель и Барак Обама начинают свой день не с чтения газет, а с того, что им очерчивают десять основных тем или задач на день. Больше в голове просто не поместится, а подавать темы нужно тщательно и глубоко. Нам не хватает глубины и гибкости. Помимо этого, все газеты подают информацию очень похоже. Например, вчера госпожа Меркель сказала что-то, и все газеты опубликуют статью об этом. Это неоригинально, есть более интересные истории.
Еще один момент — схожесть журналистов, схожесть их взглядов. Наш мир маленький, мы все друг друга знаем, имеем схожее образование, мы практически не отличаемся друг от друга. Поэтому нам не хватает прорывов, свежести мысли. А наши потребители, читатели очень отличаются друг от друга — и все хотят качественного контента.
Принт — полная потивоположность Google. Люди в большинстве своем действуют интуитивно, они могут без помощи прессы освоиться в интернете. И газеты становятся закрытыми продуктами. Если в материалах газеты нет интуитивного лидерства, а каждую букву номера не хочется наклеить на стену, стоит признать: мы устарели. Газеты являются форматом, который показывает статические картины, но не воспроизводит то, что нужно показать. То есть газетчикам нужно задуматься над новыми формами использования мультимедийных продуктов.
Прежде всего нужно понимать, что (деловая) газета сегодня должна давать экономическую экспертизу и полностью взаимодействовать с читателем. Помимо этого, я бы советовал отказываться от типичного ньюз-рума. С нами преимущественно сейчас работают фрилансеры, стрингеры из регионов. Они самостоятельно выбирают тему, пишут о том, что им интересно. Наши темы и сюжеты — не там, где мы находимся. Чтобы углубиться в тему, необходимо быть в непосредственной близости к источникам информации.
Очень важна интуитивная составляющая. Вот, например, если создавать газету без слов — с помощью инфографики и визуальных решений, — где должны находиться дизайнеры? Мы отправляем их в Нью-Йорк, там есть возможность улучшить свои знания, осовременить свое видение визуальных и оптические решений. Сейчас графическая подача печатных СМИ очень специфична и скучна.
А как же с заработком? Мы хотим продавать наш контент. Сейчас даже туалеты платные, дармового ничего не осталось. А поскольку газета не является товаром первой необходимости и альтернативных источников информации в современном мире более чем достаточно, печатный продукт должен быть оригинален, свеж, уникален и по форме, и по содержанию.
Габор Штейнхард, издатель ведущей деловой газеты Германии Handellsblat
Комментарии - 4
Актуально, как никогда и не только для бумажных газет…