Неудивительно, что представления молодых специалистов о навыках, которыми они должны обладать для получения работы и карьерного роста, порой противоположны тому, что думают по этому поводу работодатели, пишут Комментарии.
Как свидетельствуют данные исследования «Выпускники вузов глазами работодателей», проведенного недавно по заказу компании «Систем Кэпитал Менеджмент» Киевским международным институтом социологии (КМИС), уровень подготовки свежеиспеченных специалистов не вызывает особого восторга у компаний, которые берут их на работу. Работодатели сетуют, что средний уровень их знаний заметно снизился, а знания эти зачастую оторваны от практики. Поэтому выпускники оказываются неподготовленными к работе в реальном бизнесе и не понимают, как этот бизнес работает. Нехватка специальных знаний, как показал опрос, сильнее всего ощущается у выпускников технических специальностей и бухгалтерии-аудита. К примеру, только 10% претендентов на аудиторские должности демонстрируют на предварительном тестировании, проходившими в компании, достаточный уровень знаний.Уровень подготовки свежеиспеченных специалистов не вызывает особого восторга у компаний, которые берут их на работу.
Очевидно, что проблема не только в неспособности системы высших учебных заведений готовить специалистов, соответствующих реальным потребностям экономики. Не менее остро следует ставить вопрос о роли самих молодых людей в построении профессиональной карьеры. В упомянутом исследовании одним из основных недостатков выпускников эксперты называют их «неопределенность» — отсутствие видения собственного будущего, четкого понимания цели и путей ее достижения. Все это они обычно пытаются компенсировать амбициозностью — завышенной самооценкой (она особенно характерна для тех, кто получил диплом престижного вуза). Выпускнику кажется, что его знаний и умений достаточно для того, чтобы прямо со старта претендовать на высокую зарплату или даже на руководящую должность в компании.
Упомянутая карьерная «неопределенность» выпускников объясняется не только тем, что они не получили в вузе представления о качествах, которых от них потребует избранная профессия. Дело в том, что саму профессию абитуриенты зачастую выбирают, с одной стороны, просто ради получения высшего образования в вузе, куда легче поступить. С другой стороны, даже если выбор рода будущей трудовой деятельности и не был случайным, студенты часто не до конца представляют себе детали и специфику этой деятельности. По этой причине, как свидетельствуют результаты опроса, проведенного компанией HeadHunter, выпускники (которые, как известно, проходят производственную практику) испытывают куда меньшее желание работать по специальности, чем те, кто еще сидит на вузовской скамье.
Устранить дисбаланс на рынке труда между спросом и предложением специалистов, когда знания и навыки выпускников не соответствуют требованиям работодателей, можно, внедрив систему профессиональных стандартов, так называемых паспортов профессий. В них четко и детально указывается, что именно должен знать и уметь специалист, для того чтобы работодатель был готов его трудоустроить. Иными словами, профстандарт является для молодого человека, по сути, пропуском в профессиональный мир.
25 июля 2012, 11:00
Читати українською
Комментарии