Регулирование рынка криптоактивов способно значительно расширить спектр финансовых услуг не только для профильных компаний, но и банковского сектора. Почему — рассказал ЭП заместитель министра цифровой трансформации по вопросам развития ІТ-сферы Александр Борняков. «Минфин» выделил главное.
Как легализация биткоина повлияет на украинские банки
Банковские сервисы для хранения криптоактивов
В 2021 году самый старый банк США Bank of New York Mellon и крупнейший в Германии Deutsche Bank в интересах своих клиентов будут предоставлять кастодиальные услуги — будут хранить криптографические ключи от криптокошельков клиентов и проводить необходимые операции с криптоактивами.
Кастодиальные услуги — это услуги по хранению и распоряжению имуществом клиента на основании его письменного распоряжения. То есть, услуги, при которых банк является ответственным хранителем. Кастодиальные сервисы позволяют оптимизировать брокерские услуги, мгновенный доступ к криптобиржам и внебиржевую торговлю.
Эти услуги важны для клиентов, имеющих большие вложения в криптоактивы или распоряжаются ими. В контексте долгосрочных криптоинвестиций риск потери доступа к кошельку превалирует. Закономерно возникает вопрос дополнительной защиты цифрового эквивалента собственных активов.
Для таких клиентов уровень доверия к банкам выше, чем к альтернативным сервисам на рынке. Кроме того, когда банки предоставляют кастодиальные услуги для представителей криптоиндустрии, это свидетельствует о том, что они готовы расширять рынок банковских услуг: от надежных сейфов до виртуальных хранилищ.
Читайте также: Почему падает «биток» и что будет дальше
Криптокомпании будут способствовать росту банковских остатков
Клиенты из криптоиндустрии способствуют росту объема банковских остатков на счетах классических финансовых учреждений.
Например, калифорнийский Silvergate Bank в 1988 году создавался как классический коммерческий банк. Сейчас он обслуживает ведущие американские криптобиржи Coinbase и Kraken, европейскую Bitstamp. В результате депозиты криптокомпаний в Silvergate Bank в 2020 году превысили $2 млрд.
Еще один американский банк — нью-йоркский Signature Bank, который также работает с компаниями криптоиндустрии, в январе 2021 года нарастил объем депозитов на $10 млрд, а это 16% общей суммы депозитов.
Финансовый успех обеим банкам обеспечило создание отдельных платежных платформ, необходимых для арбитража на глобальном рынке криптоактивов.
Silvergate для обслуживания криптокомпаний создал Silvergate Exchange Network, Signature — Signet. Конкурентные платежные платформы на базе технологии блокчейн стали основным драйвером роста депозитов.
Показательно, что во время активной фазы пандемии Signature Bank поддержал блокчейн-компании, выдавая кредиты по программе Paycheck Protection Program.
Читайте также: Инвестиции «Минфина» в криптовалюту: держать или продать
Резервирование банками средств под эмиссию стейблкоинов
Банковская активность, связанная с использованием стейблкоинов в денежных переводах, измеряется миллиардами долларов.
Стейблкоины — это виртуальные активы, привязанные к определенной национальной валюте в соотношении 1:1. Этот тип финансового виртуального актива отличается от остальных, поскольку позволяет минимизировать волатильность цены, то есть стремительные колебания курса, которые в целом характерны для глобального рынка криптоактивов.
Стейблкоины создают новые возможности применения виртуальных активов и являются отдельным сегментом криптоиндустрии. Только в течение 2020 года общая капитализация стейблкоинов выросла более чем в пять раз — с $5 млрд до почти $30 млрд. В 2021 году их капитализация достигла $37,5 млрд.
Компании-эмитенты стейблкоинов — довольно выгодные клиенты для коммерческих банков, поскольку позволяют последним увеличивать собственные банковские резервы и применить новые бизнес-модели: прибыль формируется путем получения процентов по займам и комиссий за хранение и проведения взаиморасчетов.
Резервирование банками средств под эмиссию стейблкоинов — это логический этап интеграции виртуальных активов с классическими финансовыми институтами.
Наблюдаем определенный сдвиг в парадигме мышления от предвзятого восприятия криптоактивов как полной угрозы для банков до смелых попыток применения отдельных виртуальных активов в банковской деятельности.
Читайте также: Вложились в крипту и заработали 1200 гривен за день
Законодательная работа
Легализация рынка виртуальных активов в Украине решит ряд потребностей профильных компаний из сферы обслуживания и будет стимулировать развитие принципиально новой экономической модели взаимодействия с банковским сектором.
Принятие законопроекта № 3637 «О виртуальных активах» позволит украинским и иностранным компаниям открывать банковские счета, получать кредиты, привлекать инвестиции. Для банков проект устранит юридические ограничения по развитию банковских кастодиальных сервисов для криптобизнеса.
В законопроекте стейблкоины определяются как обеспеченные виртуальные активы — финансовые инструменты. Поэтому Минцифры совместно с Национальным банком и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку будет разрабатывать нормативную базу для урегулирования обращения стейблкоинов в Украине.
Тренд гибкого регулирования на рынке виртуальных активов будет способствовать появлению дополнительных сервисов на пересечении новой индустрии и банковского сектора.
Банки, которые первыми начнут обслуживать клиентов криптоиндустрии, смогут нарастить объемы депозитов. Это позволит банкам «включить» кредитование и получить коммерчески выгодный источник фондирования активных операций. Остальные банки рискуют остаться позади стремительного технологического развития.
Надеюсь, в ближайшее время народные депутаты проголосуют за законопроект «О виртуальных активах» во втором чтении, и украинский банковский сектор получит новых клиентов с перспективной индустрии.
Комментарии - 36
Если зам.министра путается в таких мелочах то лучше не допускать его к процессам «легализации» — наломает дров.
Для этого и нужен закон, который поставит всех в одинаковые права и будет более прозрачен, это как минимум.
Дядьку, ты же сам в следующем предложении эту параллель демонстрируешь.
=== У нас на сегодняшний момент нет закона, который бы регулировал владение, применение, хранение… огнестрельного оружие для населения.
Именно. Тоесть сугубо с юридической точки зрения не существует запрета покупать хоть гаубицу, хоть пушку. А уж купить и носить револьвер может даже школьник.
Вот и с биткоином и прочими криптовалютами точно так же: любой кто хочет может его покупать, продавать, майнить, холдить. Нет никаких законов которые как-либо ограничивают находящегося на территории Украины человека в ведении любой криптовалютной деятельности. Один-в-один как с оружием. И даже приказа МВД нет.
===Для этого и нужен закон, который поставит всех в одинаковые права
Так и без закона у всех одинаковые права, и в плане оружия, и в плане криптовалюты. Закон об оружии нужен не для этого, а для того чтобы заместить незаконную практику регулирования рынка оружия приказом МВД. Для биткоина сам по себе закон вообще не нужен, если мы не собиремся признавать его как валюту. Единственный требующийся закон касательно криптовалют — изменения в налоговый кодекс которые приравняют операции с криптой к инвестиционным, с облажением 5% инсвестиционной прибыли. Ибо сейчас по закону надо с любой продажи платить 18% — а это делает бесмысленным операции с криптой.
Ребята, вы когда научитесь читать? Чтобы хранение было незаконным нужен закон который запрещает определенные виды хранения или наоборот разрешает хранить только определенным образом.
Закон такой есть? Нет, закона такого нет! О чём я и говорю. Есть инструкция МВД, но она не законна так как нет закона который наделяет МВД правом регулировать рынок оружия.
С биткоином ситуация один в один — нет закона который запрещает биткоин покупать, продавать, майнить, хранить. Так что собрался легализировать заминистель непрофана?
===Когда биткоин войдет в правовое поле
Он и так в правовом поле. Депутаты спокойно указывают у себя в декларациях криптовалюты и никого из них за это не посадили.
Включайте мозги, задолбало общаться с людьми без мозгов.
Так купить кусочек Марса сидя в Харькове я тоже не могу — потому что мне его никто тут не продаст.
Но разве мы обсуждаем возможность покупки? Мы вроде о законности или незаконности. А для подтверждения законности или незаконности чего-либо совершенно нет необходимости делать попытку что-либо купить. Вот например купить наркотики сидя в Харькове я могу — но разве это законно? Уверен что при желании уже сегодня могу стать собственником или травы или таблеток или другого вида этого «развлечения». А вот купить до вечера Боинг-737 не смогу, даже если бы у меня были деньги на это.
Ещё раз повторяю просьбу: ребята, давайте пользоваться мозгами по прямому назначению — думать.
Пропоную вам теж «пользоваться мозгами по прямому назначению — думать.». Той потік ахінеї що ви написали не вбереже вас від покарання за незаконне володіння вогнепальної зброї (виключення не рахуємо). І так, саме «незаконне».
І можете придиратись до слів скільки вам хочеться, по факту для цивільних це незаконно
Есть УКУ, который говорит о незаконном ношении, хранении, приобретение, изготовление…
Приказ МВД не распространяется на обычного гражданина, так как не является законом. Получая паспорт я поставил подпись под соблюдением законов (они же конституция и кодексы), но не под приказами и указаниями СБУ, МВД, Полиции …
Правда ВСУ по этому поводу стал на сторону МВД, раз нет закона должны соблюдать указы ментов.
Как-то так.
«ст. 321 — «спеціальний дозвіл"(є закон),
ст. 290 — «дозвіл відповідних органів» (є закон),
ст. 268 — «належний дозвіл» (є закон і міжнародна угода),
ст. 267−1 -«законом дозвіл» (є закон),
ст. 265 — «без передбаченого законом дозволу» (є закон, навіть три),
ст. 263 — «без передбаченого законом дозволу» (закону немає).»
Хотел бы Вам напомнить, что такой закон был, но в 2007 году его отменили. Видать мешал «правильным» гражданам использовать наградное оружие.
«Натомість, висновок Верховного суду щодо наявності заборони у статті 263 може пояснюватися одним із підходів до розуміння завдань Кримінального кодексу, який визначає, що злочином є вчиненням „зла“, а „зло“ заборонено, що само собою зрозуміло (apriori). Перелік злочинів (способів вчинення зла) встановлює Кримінальний кодекс.
Проте і такий підхід розділяє „зло“ на дві умовні категорії:
1) „malum in se“ (зло, бо таким є);
2) „malum prohibitum“ (зло, бо заборонене).
Поводження зі зброєю не може вважатися malum in se (зло, бо таким є). Адже, зброя дуже широко використовується як засіб охорони прав і свобод, суверенітету та територіальної цілісності країни. Також, варто згадати про стрілецькі види спорту та полювання.
Якщо виключити твердження, що зброя є „злом, бо таким є“, то залишається висновок, що зброя — „зло, бо заборонене“. Отже, в поводженні зі зброєю для громадян повинен бути спеціальний закон, який встановлює заборони і обмеження, які б гарантували захист від сваволі та непорушну дію принципу правової визначеності. Тобто і в такому випадку необхідним є спеціальний закон про поводження зі зброєю.»
По твоей логике в отсутствие закона который прописывает эти операции — твой утренний омлет незаконен и нелегален.
А жена сварившая тебе в очередной раз борщ — вообще рецидивист со стажем, повар в законе.
Вы за разумное, так я же не против этого. Просто разумное и укр. реальность разные вещи. Я именно про это и толкую. Есть закон или его нет, как Вы пишите — это не важно в данном случае. Я бы сказал, что есть правила игры и если хочешь купить оружие — будь добр пройди процедуру и пользуйся так, чтобы никто из силовых органов к тебе вопросов не имел. Вот о чем я.
А Вас послушать, так можно вооружаться до зубов и говорить всем, что закона нет. Хочу я посмотреть на реализацию сего в нашей реальности.
«можно вооружаться до зубов» в реальности для обычного смертного — нет, а вот для всех, кто имеет влияние — да. Именно для этого и нужен закон, о чем говорит Конституция и УК.
Позволю себе Вас перефразировать.
Обычному смертному не получиться доказать в суде свою правоту по поводу «закона нет». А вот если у тебя есть ресурс и ты можешь нанять деловых адвокатов, то тогда можешь брать БТР с полным боекомплектом. Верно понял?
их тысячи 3 или 4 наберется. И там фонда гарантированиея нет. Никто не спасет.
Зачем же Вы тогда пользуетесь системой «гнилій і продажній банківській і монетарній»?
И вы им заплатили. Добровольно и с песней. Как и положено
Вы неправильно перефразировали.
Я считаю, что должен быть закон, который поставит точки в этом вопросе.
Я считаю, что даже куча адвокатов пример тут https://reyestr.court.gov.ua/Review/74475834 не помогут.
Я считаю, что у ВСУ не было выхода, т.к. обратное решение поставило бы под сомнение более 350 тыс. судебных решений, а соответственно «кристально чистых» людей неоднократно судимых имели возможность выйти на свободу.
Я считаю, что несправедливо одним иметь наградное оружие, которое не подпадает под действие 263, а других будут судить за несчастный патрон в доме. Хороший пример с Пашинским.
Я хочу прозрачные условия приобретения лицензий, право на использование оружия и т. п.
…
Я хочу закон.
у нас нет закона запрещающего убивать людей. а вот статья в кодексе за убийство есть. ужас
вот более приближенная к делу и более резонанстнаяhttps://zakononline.com.ua/court-decisions/show/78628039