galinamitina
Галина Хейло
Зарегистрирован:
26 ноября 2018

Последний раз был на сайте:
25 мая 2020 в 18:48
Просмотров профиля:
Сегодня: 0
Всего: 2039
Подписчики (17):
GRNG
GRNG
Romaha
Romaha
45 лет
090793
090793
eugenkai
eugenkai
pysarev
Олексій Писарев
76574987
Arsen Salamakha
30 лет
salik77
salik77
kosdie
Космас Диегезис
ygusev
Юрий Гусев
39 лет, Киев
donox
MILEBCKIY .
23 года, Украина, Киев
AllexL
AllexL
44 года
04343376
Sergiy Yermak
Kyiv
все подписчики

Галина Хейло - блог

Город:
Київ
Место работы:
фундатор фінансово-аналітичного центру «Трансформація», голова правління «Айбокс банк», член правління АУБ, фінансовий експерт
E-mail:
galyna.kheilo@gmail.com
Facebook:
https://www.facebook.com/GalynaKheilo
Блог
Комментарии
Валютный форум
Отзывы
Горячая линия

Хм…На бюджетные средства не претендовать! Албания в приоритете

13 апреля 2020, 8:54   + 0 голосов Написать комментарий

8 апреля Кабмин своим распоряжением выделил 10 млн.грн. для предоставления гуманитарной помощи Республике Албания в связи с землетрясением. Если бы эта новость появилась до карантина, она, скорее всего, прошла бы незамеченной. В целом, это нормальная ситуация, когда дружественные страны оказывают друг другу помощь в случае форс-мажорных обстоятельств. Да и сумма 10 млн не критична для бюджета, хотя ничем особо не поможет Албании. Такой себе знак внимания. Так бы я оценила ситуацию с предоставлением помощи до карантина. Но не сейчас!

В то время, когда бюджет Украины трещит по швам, когда наша экономика, бизнес и благосостояние наших граждан уходят в глубокое пике, я считаю преступлением тратить бюджетные деньги не на приоритетные для Украины цели!

10 млн.грн. – это минимум 15 аппаратов искусственной вентиляции легких и сотни спасенных жизней или 13 млн. защитных масок по докарантинным ценам.
Да и вообще, дело не в сумме, а в том, что это бюджетные деньги. Наши с вами деньги – наши налоги! И я вижу следующий парадокс: наших денег не хватает на поддержку нашего бизнеса, который рушится, на поддержку граждан Украины, но при этом они идут в помощь Албании.
А насколько мы, налогоплательщики, осведомлены о том, на что тратятся наши с вами кровью и потом заработанные деньги? Не знаю, как в других регионах, но в Киеве сейчас, несмотря на карантин, активно ремонтируются дороги и мосты. Мы все уверены, что это в нынешних условиях самое приоритетное направление для финансирования местным бюджетом? Или пока в бюджете есть хоть какие-то деньги, необходимо их срочно освоить?


Мой блог не про 10 млн. грн., не про Албанию, не про дороги, а про доверие! До тех пор, пока мы будем видеть нелогичность и непрозрачность освоения бюджетов, пока чиновники не поймут то, о чем когда-то говорила Маргарет Тэтечер: «Не существует бюджетных денег, а существуют деньги налогоплательщиков», пока наши граждане не поймут, что они не просто имеют право, а должны требовать у чиновников отчет о бюджетных расходах, доверие не появится! А отсутствие доверия граждан к власти в условиях жесткого экономического кризиса, может повлечь за собой крайне негативные последствия. Может не стоит рисковать?

 

«Коронаэкономика» приближает новое обустройство мира 

23 марта 2020, 10:16   + 13 голосов Написать комментарий

Китайский коронавирус наносит сокрушительный удар по глобальной и отечественной экономике. Пандемия поставила перед странами новые вызовы в рамках так называемой «коронаэкономики». Эпидемия, имеющая тяжелые последствия для всего мира, способствует появлению новых экономических трендов. Усиливается тенденция к дистанционной работе госкомпаний и бизнеса, развиваются компании, специализирующиеся на онлайн-заказах. Госорганы стран принимают пакеты мер, стимулирующих экономики, и антикризисные программы. Еще один пакет законопроектов из-за ситуации с коронавирусом анонсировали и в «Слуге народа».

О начале глобального кризиса на днях сообщили инвестиционные банки Goldman Sachs и Morgan Stanley. Речь идет о возможной продолжительной рецессии. Экономист Morgan Stanley Четан Ахья рассматривает рецессию как базовый сценарий для мировой экономики в 2020 году. Ее рост по итогам года не превысит 0,9%. О том, что из-за эпидемии нового китайского коронавируса Covid-19 в мире Украина стоит на «пути финансово-экономического кризиса», заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.

Становится очевидным, что в условиях кризиса национальные экономики способны выстоять только благодаря возрастающему регулированию экономическими процессами государством. В частности, вспышка коронавируса выявила несовершенство системы соцзащиты западных стран, передавших базовые госслужбы в ведение частного сектора. Теперь они национализируют больницы (в частности, Испания) и другие структуры по оказанию базовых общественных услуг.

Одна из позитивных новостей состоит в том, что деловая активность в Китае в марте начала восстанавливаться и более 90% предприятий в большинстве регионов страны возобновили операции. Однако эпидемия коронавирусной инфекции COVID-19 показала как тесен мир. Поэтому Украина должна создать новые рабочие места для тысяч заробитчан, вернувшихся в страну из-за коронавируса, и способствовать господдержке малого и среднего бизнеса в стране, в том числе и через программу Кабмина «Доступные кредиты 5-7-9%».

Коронавирус понемногу развеивает популярный в Украине миф о неэффективности собственника-государства и эффективном частном бизнесе. В смутные времена, именно благодаря стимулированию государством внутреннего производства (государственным закупкам), была восстановлена после Великой депрессии экономика США. Возможно, и Украине стоит остыть от эйфории тотальной распродажи госсобственности и пересмотреть критерии важных для обеспечения нацбезопасности и обороны предприятий, которые планируется корпоратизировать и приватизировать.

 

Рынок земли должен быть ориентирован на средних и мелких фермеров

24 февраля 2020, 14:37   + 0 голосов Написать комментарий

По оптимистическим прогнозам главы фракции «Слуга народа» Давида Арахамии, в конце марта парламент сможет принять законопроект №2178-10 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Верховная Рада 13 ноября 2019 года приняла в первом чтении законопроект, который вводит рынок земли в Украине с 1 октября 2020 года. Ко второму чтению депутаты приступили 6 февраля этого года.

По состоянию на 21 февраля парламент рассмотрел 1505 из 4018 поправок в данном законопроекте. При этом народные депутаты поддержали только одну правку (№48), обязывающую собственников и пользователей земучастков предоставлять право сервитута для обеспечения прохода (проезда) другим собственникам к надлежащему земельному участку.

Открытие рынка земли позволит использовать землю в Украине в качестве залога по кредитам. И как банкир я приветствую принятие данного документа. Вместе с тем, хотела бы все же призвать депутатов с принятием этого законопроекта не спешить. При его доработке надо обязательно ответить на следующие вопросы. Как реализовать право граждан на землю на оккупированных территориях? Насколько в стране реализовано право, предоставленное Земельным кодексом Украины, о получении каждым гражданином земельного пая для жилищных и хозяйственных потребностей? Какова доля в процентном выражении таких счастливцев в стране? Как можно справедливо распределить такой товар как земля, если в стране отсутствует земельный кадастр, заполненный на 100%? Переход к полноценному рынку земли должен быть пошаговым и выверенным на пилотных проектах.

По оценке министра экономического развития, торговли и сельского хозяйства Тимофея Милованова, открытие рынка земли принесет Украине дополнительные 0,83% ВВП, или 30 млрд грн в 2021 году. Аналитики проекта «Поддержка реформ в сельском хозяйстве и земельных отношениях в Украине» подсчитали, что сейчас украинцы-владельцы земли получают от нее в 12 раз меньше, чем могли бы, если бы действовал рынок. Приоритетом для правительства является помощь мелким и средним хозяйствам в покупке земли путем предоставления им господдержки через удешевление кредитов и предоставление госгарантий по кредитам.

Власти необходимо сконцентрировать внимание на том, что для покупки земли нужно сначала сформировать средний класс, который сможет полноценно участвовать в купле-продаже земли. Для учета интересов рядовых земельных инвесторов необходима огромная организационная и законодательная работа. Земля должна принадлежать тем, кто на ней живет и трудится, а не заезжим или доморощенным латифундистам, иначе цена земли окажется для Украины слишком высокой.

 

Учетная ставка взяла курс на быстрое снижение

4 февраля 2020, 11:04   + 0 голосов Написать комментарий

Последуют ли за ней кредитные ставки?

Нацбанк Украины с 31 января снизил учетную ставку до трехлетнего минимума – до 11% с 13,5% годовых. НБУ также улучшил прогноз инфляции на 2020 год до 4,8% с 5% и заявил о планах снизить учетную ставку к концу текущего года до 7% годовых (ранее к концу нынешнего года планировалось снижение учетной ставки до 9% годовых). В соответствии с обновленным прогнозом учетной ставки она сохранится на уровне 7% в 2021 и 2022 годах. Смягчение монетарной политики Нацбанк объяснил быстрым улучшением макроэкономической ситуации в стране.

Высокая учетная ставка стимулирует банки не к кредитованию, а к более безопасному и доходному вложению в государственные ценные бумаги и депозитные сертификаты НБУ, ставки по которым привязаны к уровню учетной ставки. Ее снижение, безусловно, уменьшит интерес банков к таким вложениям.

Тренд по снижению учетной ставки – важный сигнал для уменьшения ставок по депозитам. По данным Украинского индекса ставок по депозитам физлиц, ставка по годовому депозиту в гривне снизилась с 8 по 31 января до 14% с 14,94% годовых.

Реакция кредитного рынка на снижение учетной ставки не будет мгновенной: ставки по кредитам зависят от стоимости ресурсов на рынке, а не напрямую от учетной ставки (кроме кредитов с плавающей ставкой, привязанной к учетной, но они пока еще не очень широко используются банками). Банкам нужно сначала привлечь по более низкой цене депозиты, а затем с определенным лагом во времени в полгода-год теоретически кредиты могут подешеветь. Однако прямолинейной зависимости между депозитными и кредитными ставками нет. Банки не могут существенно снизить кредитные ставки для экономики из-за рисков в связи со слабой защитой прав кредиторов (суды не реформированы, и их решения часто несправедливы), доля проблемных кредитов в банковской системе снижается, но остается значительной – около 50%, число качественных заемщиков растет, но их все еще очень мало.

Естественным путем кредитные ставки будут снижаться медленно. Необходимы механизмы компенсации кредитной ставки за счет средств госбюджета, что позволит банкам частично покрыть высокие риски при кредитовании. Объем ресурсов в стартовавшей в начале февраля госпрограмме «Доступные кредиты 5-7-9%» для малого и среднего бизнеса пока небольшой — 2 млрд грн, и его нужно обязательно увеличивать. Необходимы и другие аналогичные программы, так как спрос на кредиты будет высоким. Программа целевого кредитования малого и среднего бизнеса с механизмом компенсации за счет средств госбюджета, которую разработали специалисты финансово-аналитического центра «Трансформация», который я возглавляю, созвучна с президентской, но имеет несколько другие фундаментальные основы. Разработан пошаговый механизм реализации такой программы двумя альтернативными способами — классическим и на основе эмиссии электронных денег. Экономический эффект будет ощутим уже сразу после внедрения программы, она будет способствовать динамичному росту экономики Украины.

 

Возродятся ли свободные экономические зоны в Украине? 

13 января 2020, 11:35   + 0 голосов 17 комментариев

По данным Национального банка Украины, чистый приток прямых иностранных инвестиций в Украину за 11 месяцев 2019 года составил $2,5 млрд, тогда как за соответствующий период минувшего года – $2 млрд. Для сравнения: в Польше приток инвестиций в среднем достигает ежегодно почти $16 млрд, в Канаде – около $47 млрд.

Для привлечения инвестиций Украине необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, однако на это могут уйти годы. Создание в стране свободных экономических зон (СЭЗ) может стимулировать приток иностранных инвестиций уже сегодня. СЭЗ имеет полную свободу в режиме хозяйственных вопросов, а также особый режим управления и льготные условия деятельности, налоговые льготы для местных предпринимателей и иностранных фирм.

Согласно отчету Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), в настоящее время в мире действуют около 5,4 тыс. СЭЗ, из которых более 1 тыс. созданы в последние пять лет. Более 500 новых СЭЗ находятся в стадии разработки.

Свободные экономические зоны могут внести важный вклад в рост экономики. Они могут помочь привлекать инвестиции, создавать рабочие места и стимулировать экспорт – как напрямую, так и косвенно, способствовать модернизации и диверсификации промышленности.

В отчете UNCTAD отмечается, что лишь несколько стран регулярно оценивают эффективность и экономическое влияние свободных экономических зон. А это очень важно, потому что для исправления неудачных СЭЗ необходимо вовремя провести анализ, особенно когда был значительный уровень государственных инвестиций в зону.

Первые СЭЗ в Украине были введены еще в 1992 году, но льготный режим был отменен в 2005 году, и они постепенно стали сворачивать деятельность.

По данным Государственной службы статистики Украины по состоянию на 1 октября 2015 года действовало 10 СЭЗ и 65 территорий приоритетного развития (ТПР) со специальным режимом инвестиционной деятельности. На тот момент только пять СЭЗ и семь ТПР реализовывали 66 инвестпроектов и привлекли $972,6 млн. инвестиций (65,3% – СЭЗ; 34,7% –ТПР). Наиболее успешными СЭЗ стали «Порто-франко» в Одессе, «Славутич», «Яворов», «Закарпатье», «Донецк», «Азов» в Мариуполе, «Полесье» в Волынской области.

Принятый в октябре 1992 года Закон Украины «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» действует и в настоящее время. Необходимо обновить всю нормативно-законодательную базу, которая регулирует принципы создания и функционирования СЭЗ, чтобы их возродить. В противном случае планы правительства по привлечению за пять лет $50 млрд прямых иностранных инвестиций для прироста реального ВВП на 40%, будут трудновыполнимыми.

 

Украинский фонд стартапов двинет экономику в сторону высоких технологий

10 декабря 2019, 11:37   + 11 голосов 4 комментария

Государство готово поддерживать тех, кто регистрирует бизнес в Украине

В конце этого года Украинский фонд стартапов (или Фонд развития инноваций) проведет перед конкурсной комиссией презентацию бизнес-концепций Pitch-Event. По его итогам определят стартапы, которые получат безвозвратную финансовую поддержку до $75 тисяч. В числе приоритетных секторов, которые будет финансировать фонд, — искусственный интеллект, блокчейн, кибербезопасность, медицина и здравоохранение, путешествия, финансовые и образовательные технологии, программное обеспечение как услуга, производство, электронная коммерция и др.

Стартап (от англ. start-up — запускать) — это тип бизнеса, направленный на получение дохода путем реализации инновационной идеи (новый продукт или технология). На финансирование фонда претендуют украинские проекты, ориентирующиеся на мировые рынки. Получившие грант будут отчитываться об использованных средствах.

Фонд стартапов финансируется за счет госсредств, но правительство не вмешивается в его работу, решения принимает наблюдательный совет. В 2020 году бюджет Украинского фонда стартапов увеличится на 50 млн грн – до 440 млн грн. «Государство принципиально меняет свои принципы работы со стартапами, готово поддерживать тех, кто регистрируется в Украине», – подчеркнул премьер-министр Украины Алексей Гончарук.

К сожалению, в настоящее время украинцы, имеющие инновационные идеи, реализовывают их, как правило, за рубежом. Например, три польские фонда вложили в средства в украинский стартап CallPage (виджет, который устанавливается на сайте и позволяет быстро связать клиента и продавца по телефону) примерно $4,5 миллиона. Его сервисом пользуются более 4 тысяч крупных компаний в мире. В числе известных украинских разработок Petcube – гаджет для дистанционного наблюдения за домашними животными (собрал более $250 тысяч), Lametric – универсальные часы, которые, кроме времени, показывают другую полезную информацию из интернета (привлек почти $260 тысяч).

Если Минфин, как и обещает, обновит законодательство, облегчающее инвестирование в стартапы в Украине и деятельность инвестиционных фондов, оживится и отечественная инвестиционная индустрия. В перспективе донорами фонда могут стать венчурные фонды (они финансируют новые компании за вознаграждение в виде дохода на акционерный капитал) и бизнес-ангелы (частные инвесторы, вкладывающие средства в бизнес в обмен на конвертируемый долг или долю в компании).

Так как стартапы ориентированы на продукты и услуги с высокой добавочной стоимостью, запуск данного проекта важен для внедрения государственной стратегии перехода от сырьевой экономики к высокотехнологической. Поддержка новых технологических компаний в стране может способствовать увеличению украинского национального продукта.

 

Когда украинцы смогут отказаться от доллара?

25 ноября 2019, 17:46   + 0 голосов 16 комментариев

По данным Национального банка, уровень долларизации в Украине — 40%, тогда как ее естественный уровень должен составлять около 20%.

В 90-х годах украинцы стремились свои сбережения перевести в валюту, чтобы защититься от стремительно растущей инфляции и девальвации. Курс гривни в 2008 и 2014 годах резко обесценивался, снизившись практически в два раза. Поэтому привязанность наших соотечественников к пересчету доходов и крупных покупок в доллары уйдет нескоро.

Для снижения роли иностранной валюты необходима успешная борьба с инфляцией. Снижение уровня долларизации также можно достичь через увеличение привлекательности расчетов и накоплений в национальной валюте. Для этого необходимо повысить уровень финансовой инклюзии – включенности всех слоев населения в финансовую систему.

По результатам опроса Всемирного Банка о доступности финансовых услуг, около 67% взрослого населения в мире имеют зарегистрированные банковские счета. В Украине банковские счета есть только у 63% населения, а 37%, или 14 миллионов человек обходятся без них.

Чем активнее население страны пользуется финансовыми услугами, тем выше уровень благосостояния граждан. Например, уровень финансовой инклюзии в Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландах достигает 100%. Около 70 стран имеют национальные стратегии по повышению финансовой грамотности. В середине текущего года Национальный банк Украины представил свою стратегию повышения финансовой грамотности на национальном уровне, которую планирует начать внедрять с 2020 года. В числе приоритетов — формирование финансовой (налоговой, кредитной, пенсионной) культуры для граждан, обучение долгосрочному финансовому планированию, составлению собственного бюджета, экономии и управлению долгами. Нацбанк планирует создать образовательный центр и коммуникационную платформу.

Высокий уровень долларизации также является результатом сырьевого характера экономики страны – на экспорт идет сырье, в то время, как другие страны экспортируют готовую продукцию. Поэтому без реальных реформ в экономике, направленных на изменение ее структуры, решить проблему высокого уровня долларизации не удастся.

Для того, чтобы население покупало меньше импортных товаров, которые приобретаются за твердые валюты, необходимы стимулы для развития производства на внутреннем рынке. Поддержка развития малого и среднего бизнеса через уменьшение налогового давления и введение льготных кредитных программ может дать ощутимый эффект.

 

Дело за малым, или есть ли будущее у небольших банков

11 ноября 2019, 14:44   + 0 голосов 8 комментариев

Замглавы комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики (фракция «Слуга народа») Александр Дубинский и глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия 6 ноября зарегистрировали законопроект о сохранении требования к размеру минимального уставного капитала для банков на уровне 200 млн грн. Действующее требование об увеличении минимального уставного и регулятивного капитала банков до 500 млн грн с 11 июля 2024 года может существенно проредить оставшиеся на рынке после финансового кризиса финучреждения. В настоящее время более 40 банков имеют уставный капитал менее 500 млн грн. Далеко не все из них способны его нарастить в 2,5 раза.

Законопроект о сохранении требований к минимальному размеру уставного капитала банков неоднократно вносили в парламент, однако только на этот раз малые банки могут надеяться, что документ поддержат депутаты, так как с такими изменениями согласился Международный валютный фонд и Нацбанк Украины.

И хотя в украинской банковской системе, как и во всем мире, неизбежна консолидация финучреждений, думаю, что у многих малых банков все же есть неплохие шансы остаться на рынке.

Небольшие банки могут закрепиться на региональных рынках, где крупные банки закрывают свои отделения. Банки за девять месяцев нынешнего года сократили сеть отделений на 304 – до 8,205 тыс, а в 2018 году их региональная сеть уменьшилась на 980 отделений (было закрыто почти каждое десятое отделение). В частности, за девять месяцев текущего года наиболее активно сокращали сеть крупные финучреждения – Ощадбанк (закрыл 159 отделений), Проминвестбанк(49), ПриватБанк – (47), тогда как небольшие Аккордбанк и Кристалбанк открыли по пять отделений каждый, Укрстройинвестбанк – четыре.

Преимущества небольших банков в том, что они не так перегружены проблемными активами после финансового кризиса, как крупные. Малые банки могут получить конкурентные преимущества за счет специализации, например, обслуживая семьи (familybanks), обеспеченных клиентов (privatebanks), специализируясь на автокредитовании, ипотеке, работе на фондовом рынке, в инвестиционной сфере.

Правительство нацелено добиться прироста реального ВВП на 40% за пять лет. Реализовать такую амбициозную задачу можно будет только при условии создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Сохранение на рынке ниши малых банков поможет развитию предпринимательства. Они гораздо оперативнее больших банков, их значимое преимущество – хорошее знание своих клиентов и возможность быстрой разработки банковских продуктов под их индивидуальные требования.

 

Получат ли наши дети пенсии?

28 октября 2019, 19:25   + 0 голосов 35 комментариев

Дата запуска второго уровня пенсионного обеспечения не определена

В ближайшие 20-25 лет трудовыми пенсиями могут быть обеспечены только 40% граждан Украины. Жизнь каждой новой генерации пенсионеров будет ухудшаться в связи с тенденцией уменьшения трудового стажа из-за более гибких условий труда. Об этом заявила глава комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова.

В настоящее время в стране насчитывается 11,3 млн пенсионеров. На одного пенсионера приходится один работник, который регулярно платит взносы в Пенсионный фонд. Из-за старения населения обеспечивать пенсиями из солидарной системы (первый уровень) будет сложнее. Третий (добровольный) уровень пенсионной системы, представленный 62 негосударственными пенсионными фондами (НПФ), скромен: около 900 тыс. его участников накопили около 2 млрд грн. Поэтому дополнительным элементом обеспечения людей мог бы стать обязательный накопительный уровень (второй уровень пенсионной системы), когда украинцы будут иметь индивидуальные пенсионные счета и платить пенсионные взносы в НПФ. Средства будут инвестироваться и приносить прибыль.

Если бывший вице-премьер-министр Украины Павел Розенко считал, что Украина готова к внедрению накопительного уровня пенсионной системы, и призывал Верховную Раду принять закон, необходимый для его запуска с 2020 года, то глава Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Тимур Хромаев заявил, что запуск второго уровня пенсионной системы не может состояться ранее 1 января 2023 года.

Галина Третьякова полагает, что дата запуска второго уровня должна быть определена без привязки к какому-то календарному году, а к тому, когда будут готовы финансовые институции. Она представила основные положения возможной будущей накопительной пенсионной системы. Законопроект предполагается сформировать после общественного обсуждения.

В тоже время, в Международной организации труда пока не рекомендуют Украине вводить пенсионную систему второго уровня, в частности, из-за неблагоприятной ситуации на мировом рынке и в Украине.

Между тем, страны с внедренным вторым уровнем пенсионного обеспечения и счастливыми путешествующими пенсионерами известны. Их формула успеха проста: чем больше страна использует внутренние инвестиции, в частности, сбережения населения, тем больше растёт ее экономика. И чем больше иностранного финансирования использует, тем медленнее растёт ВВП.

А пока решение по второму уровню пенсионного обеспечения отложено, стоит следовать рекомендациям экспертов, призывающих до 30 лет иметь сбережения не менее 12 месячных зарплат, а до 40 лет – не менее 24. Откладывать примерно 10% своего дохода.

 

Курсовые качели

7 октября 2019, 9:37   + 15 голосов 6 комментариев

Для уменьшения волатильности на валютном рынке необходимо провести структурные реформы и улучшить инвестклимат

Министерство финансов Украины 1 октября провело первый аукцион по размещению облигаций внутренних государственных займов через систему аукционов Bloomberg – Bloomberg's Auction System. По оценке Минфина, проведение аукционов по размещению госбумаг на платформе Bloomberg будет способствовать открытости и расширению базы инвесторов. Однако финансовому ведомству на первом таком аукционе удалось привлечь от продажи ОВГЗ в госбюджет только 77 млн грн – минимальную сумму с 8 января текущего года.

К настоящему времени нерезиденты увеличили портфель ОВГЗ до исторического максимума – почти до 100 млрд грн с 6,4 млрд грн на начало года, и «фактор нерезидента» стал чуть ли не определяющим для курса гривни. И хотя НБУ отрицает наличие существенных рисков от нынешнего объема инвестиций нерезидентов в ОВГЗ почти в 12% от общего объема, сравнивая со странами, где доля госбумаг в портфеле иностранцев достигает 30-50%, резкое снижение курса гривни 2 октября свидетельтвует об обратном. В основном из-за уменьшения притока валюты от нерезидентов в украинские госбумаги только за один день национальная валюта на наличном рынке подешевела более чем на 1 гривню – до 25,78-26 грн/$1, что подтолкуло снижение курса и на безналичном рынке. НБУ пришлось гасить «пожар» интервенциями почти в $200 млн. НБУ также решил увеличить лимит своих плановых объемов покупки валюты на межбанке с $20 млн до $30 млн в день для наращивания международных резервов.

По оценке НБУ, приход нерезидентов в гривневые ОВГЗ является позитивным фактором, поскольку в настоящее время почти 70% государственного долга номинировано в иностранной валюте и покупка нерезидентами гривневых ОВГЗ позволяет Минфину снижать валютный риск. Однако НБУ пришлось признать и тот факт, что курс гривни становится все более зависимым от тактики нерезидентов на рынке ОВГЗ. «Мы будем иметь более волатильный рынок, но будем финансировать наш бюджет более безопасным способом», — сказал заместитель НБУ Олег Чурий, комментируя факт существенных вложений нерезидентов в гривневые ОВГЗ.

Если в экономике будут вяло проходить структурные реформы, нам с вами придется привыкать к «валютным качелям». Путь к устойчивой гривне один – улучшение инвестиционного климата для привлечения долгосрочных иностранных инвестиций в страну.

 
Страницы: 123