Мошенничество по телефону
Схем мошенничества по телефону довольно много, но большинство из них можно свести к нескольким типам. Первый тип мошенничества, это попытка выведать данные вашей банковской карты: ее номер, срок действия и CVV код. Может показаться, что никто никогда не станет разглашать незнакомым людям эти данные, но это не так.
Применяя так называемую "социальную инженерию" мошенники сначала добиваются вашего доверия, а потом под каким-то предлогом пытаются узнать конфиденциальную информацию. Рассчитывают, в основном, вызвать сильные эмоции жертвы и не дать ей время обдумать ситуацию, торопят.
Второй тип мошенничества — попытка заставить вас перезвонить по платному номеру телефона. Расчет здесь на невнимательность и, опять-таки, эмоции.
В обоих случаях, чтобы не попасться на удочку телефонных мошенников следует "проиграть в уме" такую ситуацию и смоделировать свое поведение в таком случае. Чаще всего, самым правильным вариантом будет просто не делать то, что вас просят сделать.
Вот самые частые приемы мошенничества по телефону.
Приходит СМС о списании средств из банка
Как это работает. Вам приходит СМС сообщение или сообщение в какой-то мессенджер (чаще всего Viber) о том, что с вашего счета сейчас будет списана крупная сумма денег. В конце номер телефона для связи.
Мошенники рассчитывают, что жертва тут же примется звонить по этому номеру. Номер оказывается платным.
Как противодействовать
Во-первых, внимательно смотрите на код. Номера бесплатных номеров телефона всегда начинаются на 0 800, а платных — на 0 900. Во-вторых, банки не рассылают подобные сообщения. Если транзакция произошла, то присылают сообщение о состоявшемся событии.
Звонят сотрудники службы безопасности
Довольно старый, но все-еще действенный способ "развода". Вам звонит неизвестный человек и уверенным и строгим голосом, представляется сотрудником службы безопасности банка, иногда даже, начальником службы безопасности.
Далее следует какая-то история связанная с тем, что ваш счет заблокирован или с него пытаются списать все деньги и нужно подтвердить личность. Для этого просят назвать данные вашей банковской карты. Для усиления доверия сначала могут прислать сообщение в мессенеджер или SMS о предотвращении мошенничества и просьбой ждать когда с вами свяжутся.
Мошенники рассчитывают на эффект неожиданности, вы услышав о возможности потерять все свои деньги попытаетесь тому помешать и расскажете "службе безопасности" то, что они просят.
Естественно, никто не собирается вам помогать, у вас пытаются выудить информацию, чтобы украсть ваши деньги.
Иногда мошенники не знают, клиентом какого банка вы являетесь, и не называют никакого названия, иногда, пытаются угадать называя самые популярные, например у многих есть карты Приват-банка, поэтому шансы "попасть в цель" высоки.
Как бороться
Во-первых, никогда и никому ничего не рассказывайте по телефону. Если ваш банк захочет что-то уточнить, вас попросят прийти в отделение с паспортом.
Если у вас есть сомнения в чем-либо задавайте вопросы сами.
Спросите: "Кому вы звоните", "Из какого банка", "Повторите как вас зовут", "С какого номера счета/карты происходит списание". Все эти вопросы дадут вам время немного "остыть" и подумать. Скорее всего, услышав град вопросов в свой адрес мошенник не будет знать ответа на них и начнет путаться или просто бросит трубку.
На любые настойчивые просьбы отвечайте, что сами свяжете с менеджером банка или подъедите в офис. Если вас торопят и говорят, что деньги сейчас будут списаны, не обращайте внимания, любую подозрительную транзакцию банк сначала блокирует, а потом приводит расследования, никто никуда не торопиться и тем-более не звонит клиентам.
Просьба прислать код подтверждения
Все, как и в предыдущем случае, только вас не просят разглашать данные по карте, а всего-лишь прислать код подтверждения на определенный номер. Кажется, что никакой опасности нет, но это не так.
Это означает что у злоумышленников уже есть данные по вашей карте и теперь им нужен только СМС-пароль для того, чтобы подтвердить списание денег с вашего счета. SMS-пароль, он же one OTP-пароль (one time password) — это способ подтверждения действия который доказывает, что его совершаете именно вы.
Этот код приходит на ваш телефон, мошенники требуют назвать его и если вы соглашаетесь, вводят его подтверждая списание средств. Банк считает, что действие подтвердили именно вы.
Кстати, злоумышленник может представится сотрудником оператора мобильной связи, но озвучить ту же просьбу — назвать код подтверждения который придет на ваш номер, способ мошенничества при этом остается прежним.
Что делать
Как и раньше, лучшим ответом будет просто повесить трубку и не слушать никаких "сотрудников службы безопасности" даже если они звонят среди ночи и говорят требовательным и уверенным голосом. Всегда подозревайте любой неожиданный звонок с просьбой что-то сделать или назвать в мошенничестве.
Банк никогда вам не позвонит и не напишет с просьбой что-то назвать или что-то куда-то ввести.
Звонят и сбрасывают
Очень распространенный схема мошенничества по телефону. Очень простой и поэтому очень действенный. Вам звонят с неизвестного номера и сбрасывают. Иногда среди ночи, иногда рано утром. Мошенники рассчитывают, что вы перезвоните. Конечно, номер окажется платным.
Как себя вести
Просто не звоните на неизвестные номера. Если кто-то жаждет вам позвонить, он это сделает сам. Если ваше любопытство не позволяет просто проигнорировать такой звонок, введите этот номер в поисковую строку Google, если он принадлежит какой-то организации, вы сразу это поймете, если мошенникам — скорее всего такой номер уже попадет в какой-то "черный список".
Звонят и просят набрать на телефоне определенную комбинацию
Злоумышленник может представится сотрудником вашего телефонного оператора попросить набрать на телефоне определенную комбинацию из цифр. Предлог может быть любым от отключения случайно подключенной услуги до проверки качества связи.
Расчет на то, что вы ничего не заподозрите, ведь не нужно разглашать ничего секретного, нужно просто ввести те цифры, которые просят.
На самом деле вас просят ввести комбинацию, которая означает перевод денег на другой номер телефона.
Например, для Киевстар: *124*990*380675555555#
Здесь *124 — означает команду перевода денег. 990 — сумму перевода 380675555555 — номер на который нужно перевести средства.
Для Vodafon: *150*380504444444*990#
Здесь *150 — команда для перевода денег. 380504444444 — номер телефона на который нужно перевести ваши деньги, 990 — сумму.
Для Lifecell: *111*380633333333*990#
Здесь *111 — команда для перевода денег. 3805033333333 — номер телефона для перевода, а 990 — сумму транзакции.
Как видите, визуально можно догадаться о наличии номера телефона в коде, но "на слух" мало кто способен понять смысл вводимой команды, если ранее ею не пользовался. На это и рассчитывают телефонные мошенники.
Что делать в этом случае
Лучше всего, игнорировать подобные просьбы. Если вы сомневаетесь и рассказанная история вам кажется правдоподобной, вешайте трубку и просто перезвоните на горячую линию вашего оператора и поинтересуйтесь, стоит ли вводить какие-то цифры. Со 100% вероятностью вам скажут что никаких работ они не проводят и вводить ничего не нужно.
"Угон" SIM карты
Так как для большинства операций с банковскими счетами используется СМС-подтверждение. Мошенники могут попытаться "украсть" ваш номер телефона и с его помощью списать деньги с вашего счета.
Делается это так: Злоумышленник обращается к вашему мобильному оператору и сообщает о том что ему нужно восстановить заблокированную или утерянную sim-карту. Обычно для этого нужно назвать несколько номеров телефонов на которые звонил владелец.
Далее уже с помощью новой "симки", но со старым финансовым номером, производится списание средств жертвы.
Срабатывает схема только в случае абонентов предоплаченных тарифных планов. С контрактными абонентами такой "трюк" не проходит.
Что делать в этом случае
Зарегистрируйте номер своего мобильного на свое имя. Это несложно сделать, и это обезопасит вас раз и навсегда именно от этой схемы мошенничества. О том как происходит онлайн регистрация можно прочитать здесь .
Если описанный вариант для вас сложен или неудобен, зарегистрировать номер можно в любом официальном магазине вашего оператора.
Акции и бонусы
Мошенники могут представиться сотрудниками магазина или просто прислать сообщение о том, что вы накопили какой-то количество бонусов и их срочно нужно потратить, иначе они "сгорят". Как вариант, могут сообщить, что вы выиграли приз, но получит его можно только купив за символическую 1 гривну.
Не нужно ничего вводить или раскрывать какую-то информацию. Просто перейти по ссылке на сайт магазина и рассчитаться там своими бонусами. Рассчитывают, как обычно, на эмоции от "удачного предложения".
Таким способом вас пытаются заманить на поддельный сайт и заставить ввести данные своей карты во время покупки. Конечно, никаких товаров или призов вы не получите. А вот киберпреступники получат данные вашей карты и тут же снимут с нее деньги.
Как обезопасить себя
Всегда проверяйте ссылки, которые вам присылают по электронной почте, СМС или в сообщениях мессенджеров. Они очень похожи на настоящие, но могут отличатся оной или несколькими буквами, а могут и не отличатся вовсе (или вы этого не заметите).
Но лучшим способом будет вообще не переходить по каким-то ссылкам, даже если они кажутся настоящими. Введите адрес сайта самостоятельно. То же касается и всевозможных промо-кодов дающих какие-то невероятные скидки.
Не спешите, позвоните в компанию, которая якобы собирается вам что-то презентовать или продать сами и спросите о деталях акции. Скорее всего никакой акции нет, а если и есть (мошенники могут рассказать о настоящей акции), то адрес страницы наверняка окажется фейковым.
Звонят из полиции
Мошенники любят представляться сотрудниками правоохранительных органов или других служб, которым население доверяет или боится. Это может быть полиция, налоговая, прокуратура, любая структура. Голос звонящего, конечно будет звучать как у большого начальника.
Вас могут обвинить в преступлении, которого вы не совершали или посулить любые другие неприятности. Могут намекнуть, что перепутали вас с другим человеком и нужно просто подтвердить свою личность.
Зачем это нужно? Чем больше знают о вас преступники, тем проще им разработать схему мошенничества. Даже безобидные, казалось бы Имя Фамилия и отчество это уже большой задел для дальнейших схем.
Что делать
Кто бы вам не звонил по телефону, не воспринимайте его слова за чистую монету. Даже если звонит капитан полиции или прокурор области. Особенно, если это происходит в нерабочее время, ночью, поздно вечером или рано утром.
Любые процессуальные действия не производятся по телефону. Если вы понадобитесь следователю или налоговому инспектору он вас вызовет к себе повесткой.
Чтобы не попасться в лапы телефонных мошенников помните простые правила:
- Не воспринимайте за чистую монету то, что вам говорят по телефону, лучше всегда подозревать обман
- Никогда не делайте никаких поспешных действий, как бы вас не торопили. Просто положите трубку, перезвонить вы всегда успеете
- Помните, что ни сотрудники банков, ни операторы мобильной связи, ни полиция не проводит никаких серьезных по телефону им всегда нужно ваше личное присутствие
- Всегда проверяйте любую информацию (номера телефонов, адреса сайтов). Всегда
- Интересуйтесь новыми способами мошенничества
Еще один интересный лайфхак. Поиграйте в шпиона или следователя, попытайтесь "раскрыть" дело о мошенничестве, понять как работают схему мошенников и психология их жертвы. Вы увидите, что меняется только "легенда" и технологии, а сами схемы остаются старыми как сама жизнь.