Минфин - Курсы валют Украины

Установить
6 марта 2024, 19:15 Читати українською

Новый экологический налог ЕС может разрушить экономику Украины — Politico

Европейский экологический налог СВАМ, который начнет работать в 2026 году, нанесет значительный ущерб украинским производителям, если в модель его внедрения не внести быстрых изменений. Сейчас у Украины еще есть шанс отсрочить его введение, если будет принимать неотложные меры, сообщает Politico.

Европейский экологический налог СВАМ, который начнет работать в 2026 году, нанесет значительный ущерб украинским производителям, если в модель его внедрения не внести быстрых изменений.
Фото: slovoidilo.ua

Читайте телеграмм-канал «Минфина»: главные финансовые новости

«В то время, когда ЕС обещает финансировать военные усилия Украины, сколько бы времени это ни продолжалось, он также упорно продвигает новый закон, который в нынешнем виде может истощить изуродованную войной украинскую экономику. Речь идет о налоге, который ЕС планирует ввести на целый ряд продукции углеродоемкого импорта, в частности железо и сталь», — указывает издание.

Politico отмечает, что из-за полномасштабного вторжения России зависимость Украины от экспорта своей продукции в ЕС значительно возросла, поскольку черноморские торговые пути были закрыты из-за военной опасности. В результате Украина испытывает серьезный экономический удар в 2026 году, когда CBAM начнет действовать. По разным оценкам, страна может потерять $1,4 млрд.

«Однако, в законе о СВАМ есть пункт о форс-мажорных обстоятельствах — или стихийных бедствиях — для исключительных обстоятельств, и война и военные действия подпадают под эту категорию. Но Брюссель не дал четких сигналов, что предложит Киеву исключение из-под действия механизма», — отмечает Politico.

Мнение экспертов

Если бы налог на выбросы углерода в ЕС вступил сегодня в силу, говорят опрошенные изданием эксперты, это привело бы к падению экспорта 1,4 млн тонн чугуна из Украины, что эквивалентно потерям в размере $600 млн.

Экспорт стальных полуфабрикатов также упал бы на 1,3 млн тонн, что в сумме составило бы $640 млн. недополученного дохода.

«Украина будет поставлена на колени», — предупредил Йожеф Ксапо, директор по технологиям и стратегии «АрселорМиттал Кривой Рог», крупнейшего металлургического завода страны.

ЕС не заинтересован в уничтожении экономики Украины

В то же время, издание отмечает, что ЕС и сам не заинтересован в уничтожении украинской экономики. Отчасти поэтому нормы по СВАМ содержат положение о форс-мажорных обстоятельствах, которое позволяет ЕС делать исключения.

Мохаммед Шахим, евродепутат от Нидерландов, возглавляющий работу профильного комитета Европарламента, отмечает, что участники переговоров считают эту формулировку «украинским кейсом».

Однако Европарламент не может принять эту норму самостоятельно — этот шаг должен сделать исполнительная власть ЕС в Брюсселе (Европейская комиссия). Пока она этого не сделала, хотя еще есть время, ведь механизм начнет действовать только в 2026 году.

В то же время, такие решения не принимаются в ЕС за одну ночь, пишет Politico. Переговоры о членстве обычно продолжаются годами. Интеграция законов ЕС в национальное законодательство — это долгий процесс, а война еще больше усложняет ситуацию.

Научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета Сагатом Саха удивлен, что ситуация с налогом на выброс углерода не рассматривается как неотложная проблема. Он предупреждает, что с приближающимися выборами в ЕС этот вопрос может быть отложен на месяцы.

Комментарии - 11

+
+30
matroskin
matroskin
6 марта 2024, 19:57
#
Якщо це коли небуть станеться (що малоймовірно), то Україна буде транзитною країною між ЄС і тим що залишиться від рф і далі, тому перевіреним польським методом можна буде отримувати дотацї більші ніж гроші від експорту сталі.
Заблокувать потік товарів з ЄС і сировини з рф, і зробити це основним джерелом наповнення бюджету, звісно це мають робити шахтарі, лісоруби, водії, газовики, пенсіонери і т.д., влада ж офіційно має лише розводити руками й натякати на черговий транш.
+
+15
Rubi0
Rubi0
6 марта 2024, 21:52
#
По сути вы предлагаете то что было до 2014 года, когда Украина просто получала десятки млрд долларов сидя на транзите газа нефти аммиака зерна стали удобрений и т. д.
+
+43
neverice
neverice
6 марта 2024, 22:04
#
Прям уж десятки мільярдів) Подивіться заради цікавості ставки на транзит газу до 2014. Зате за газ переплачували ми реально мільярди (по 100−150 доларів зверху ринкової ціни)
+
0
82845392
82845392
6 марта 2024, 22:18
#
1. У нас для этого была (и есть) труба — как-то не оч. получилось манипулировать статусом транзитера, даже сейчас, после уничтожения СП.
2. А что произойдет при этом с РБ и прямыми трансграничными стыками (Латвия/Эстония/моря)?
+
0
matroskin
matroskin
6 марта 2024, 22:56
#
1. Ну так мы не думали, что международный транспортный шантаж может быть высоко прибыльным бизнесом.
2. Думаю последуют польскому примеру, почему полякам можно, а нам или белорусам нет ?
+
0
82845392
82845392
7 марта 2024, 17:37
#
1. Ну как сказать — та же транзитная цена на газ регулярно вызывала желание ей поиграться на переговорах, можно новости поднять.
2. Это нам нужен с ними картельный сговор, а то поступят как сейчас: просто пропустят весь поток через себя и снимут сливки.
+
+60
neverice
neverice
6 марта 2024, 20:25
#
Цікаво, як це експорт чавуну впав би на 1.4 млн тон, якщо в 2022 ми експортували всього 1.32 млн тон. Причому ринок ЄС зазвичай займає у нас всього 10%. Більшість йшла і йде в Китай, Туреччину, близький схід та інші.
А на відновлення найближчим часом довоєнних показників з виробництва металопродукції годі й очікувати, після руйнування 50% потужностей.
+
+30
Три літри
Три літри
7 марта 2024, 7:41
#
Не перестаю дивуватись рівню журналістики на Мінфіні, добре що є читачі якім не ліньки перевірити дані чи які розбираються в темі публікації
+
0
preyvanamor
preyvanamor
7 марта 2024, 9:53
#
Ну мінфін тут ні до чого, бо оригінал статті - закордонний.

Просто, як це завжди буває, політики згвалтували журналістів і родили ось таку «статтю»!
+
0
82845392
82845392
7 марта 2024, 18:49
#
> Більшість йшла і йде в Китай, Туреччину, близький схід та інші.

Да нет, не совсем: «Крупнейшим потребителем чугуна украинского производства в 2023 году была Польша — 51,9% в денежном эквиваленте. 21,4% экспортных отгрузок пришлось на Испанию и 13,1% - на США»
+
0
preyvanamor
preyvanamor
7 марта 2024, 9:51
#
А що в України хіба ще залишилась навіть якась важка промисловість?
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться