22 сентября 2020, 7:40 Читати українською

Коронавирусные «разводы» от карточных мошенников

Деньги крадут у пенсионеров, самоизолированных по covid-19 людей, а также туристов, оставшихся без поездок из-за коронавируса. Жулики стали атаковать даже банкиров, чтобы «оптом» получить информацию о картах их клиентов. «Минфин» выяснял, какие схемы помогают мошенникам зарабатывать. 

Чем активнее украинцы пользуются банковскими картами, тем чаще их атакуют мошенники. Когда в марте в стране вводился карантин из-за covid-19 и людям настоятельно рекомендовали делать покупки через интернет, многие эксперты предсказывали рост карточной преступности. Их опасения оправдались. Это подтвердил свежий отчет Нацбанка.

Читайте также: Почему 45 млн банковских счетов «физиков» могут остаться без гарантий

Регулятор сообщил, что в январе-июне 2020 года количество мошеннических операций с картами выросло в 1,4 раза (до 47,5 тыс. штук), а их общий объем — на 10% (до 86,4 млн грн).

Динамика не самая устрашающая, ведь доля мошеннических операций не достигает даже 1% общей суммы транзакций (составляет 0,0048%). Средний размер убытка уменьшился на 13,4 % и составил 1,82 тыс. грн. Это, конечно, вряд ли утешит жертв аферистов. Но все же радует, что явление не является массовым.

Проблемная статистика сопоставима с динамикой роста популярности карточных расчетов. За первое полугодие количество карточных транзакций в Украине увеличилось на 16,6% (до 2,7 млрд), а их общий объем — на 7% (до 1,8 млрд грн).

«С начала карантина клиенты действительно стали делать больше покупок в сети и, возможно, не совсем бережно относятся к сохранности реквизитов карт. Однако, банки сейчас активно работают над повышением финансовой грамотности клиентов», — прокомментировала «Минфину» тенденцию начальник отдела сопровождения операций клиента Пиреус Банка Оксана Лысенко.

Свою роль сыграла и предприимчивость преступников, которые спекулируют на коронавирусной теме, играя на страхах и неопытности людей.

«С началом пандемии коронавируса, аферисты начали активнее размещать рекламу в интернете о помощи от государства или возможности получить вознаграждение за прохождение соцопроса», — рассказал «Минфину» начальник управления развития карточного бизнеса и потребительского кредитования ПуАО «КБ «Аккордбанк» Александр Кутас.

Коронавирусные мошенники

Тема эпидемии активно эксплуатируется мошенниками. Они выдумали более десятка незаконных способов выуживания денег с карточных счетов людей. Как при помощи обзвонов и рассылки сообщений в разные мессенджеры, так и на сайтах, посвященных теме covid-19. Число последних увеличилось стихийно, особенно в самом начале карантина: по данным SophosLabs, только за один день, 20 марта, было зарегистрировано 3011 новых доменных имен со словами «corona» или «covid» в доменных зонах .com, .us. .org и .info, а за две недели — 42 558.

Читайте также: Возвращаемся в 2012 год: власть снова запускает печатный станок

Карточные мошенники пользовались и новыми ресурсами о вирусах и новыми уловками, которые были связаны с болезнью.

Раньше «Минфин» уже писал подробно о таких коронавирусных ловушках. Напомним о некоторых из них:

Коронавирус «на районе»

Жулики предлагают людям бесплатные мобильные приложения/программы, которые якобы позволяют отслеживать всплески коронавируса на нужной улице или в целом в родном городе. Но после установки всплеск происходит в мобильном телефоне или компьютере жертвы — файлы блокируются и у людей требуют выкуп с перечислением на карточный счет.

Вредоносные ссылки

В электронную почту или мессенджер человеку приходит от преступников информация о распространении covid-19 со ссылкой на поддельный сайт авторитетной организации с картой распространения заболевания. Скажем, на сайт Всемирной организации здоровья. А на самом деле, это фишинговый сайт, который взламывает все логины и пароли, в том числе в системы интернет-банкинга и мобильные приложения банков. После чего с карточных счетов начинают исчезать средства.

Коммунальный фишинг

В период карантина люди стали чаще оплачивать коммунальные услуги в интернете. Потому мошенники активнее создают фишинговые (поддельные) сайты под видом платежных онлайн-сервисов. А на самом деле — воруют карточные реквизиты и деньги.

Проверка заемщиков в карантин

Заемщиков обзванивают под видом банковских работников либо работников финансовых компаний/кредитных союзов под предлогом проверки данных о кредитном договоре. Якобы, чтобы все проверить, и чтобы «заемщик избежал штрафов». На самом деле в ходе беседы выманивают карточные реквизиты, банковские sms-коды и информацию для удаленной идентификации в банке.

Недействительное пенсионное удостоверение

«Пенсионное удостоверение во время карантина не будет работать», — заявляют жулики, когда звонят не на шутку напуганным старикам. Когда шокированная жертва «зависает», ей предлагают немедленно перевести сбережения на новую карточку, якобы уже открытую на имя пенсионера. После уводят ее деньги.

Возврат путевок

В отпускной период развелось множество мошеннических сервисов, которые якобы возвращают несостоявшимся туристам (с отмененными из-за карантина поездками) деньги. Чтобы они вбили туда реквизиты карты и им вернули на них деньги за путевки и самолеты. Конечно, это подделки, и как только человек делится реквизитами, у него обворовывают счет.

Аферисты атакуют даже банкиров

Впрочем, в карантин аферисты пользуются не только «вирусными», но и другими схемами, никак не связанными с болезнью.

«Например, мошенники представляются сотрудниками банковской безопасности, сообщают о попытке мошенничества с банковским счетом клиента, просят подтвердить свою личность, и указать данные карты. Либо жулики пытаются блокировать финансовый номер клиента. Для этого осуществляют целенаправленную атаку на телефон в виде постоянных дозвонов, в результате чего клиенту не удается воспользоваться телефоном», — рассказала «Минфину» начальник управления риск-менеджмента Банка Кредит Днепр Анна Колесникова.

После того, как преступники получают доступ к финансовому номеру человека, преступники обнуляют его счет или даже «уходят в минус», если карта с кредитным лимитом.

Еще одна схема: аферисты звонят людям, представляясь сотрудниками банка, и предлагают присоединиться к программе лояльности — получить скидку по кредиту или повышенный процент по депозиту. А по ходу выпытывают банковские реквизиты.

«Риторика поменялась: в смсках людям пишут не разглашать одноразовый пароль или другую банковскую информацию никому, кроме банка. Говорят, мол, мы же банк, — нам сказать можно. Но больше уже никому», — отметил в беседе с «Минфином» директор Украинской межбанковской Ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов.

Чаще всего преступники черпают информацию о владельцах карт из открытых источников.

«Более подверженными атакам мошенников оказываются люди, указывающие свой номер телефона в объявлениях о продаже имущества», — объяснил «Минфину» заместитель председателя правления Forward Bank Андрей Прусов.

Мошенники настолько обнаглели, что пытались надуть даже финансовых работников. В одном из киевских банков «Минфину» рассказали, что директоров их филиалов атаковали жулики, которые представлялись работниками головного офиса, и запрашивали информацию о карточных счетах клиентов.

Как возмещают ущерб

Банки делают все, чтобы подстраховать себя и своих клиентов. При малейших подозрениях блокируют людям их карты и предлагают их перевыпустить. Чаще всего это делается даже без предварительного уведомления. Владельца пластика просто ставят перед фактом — он не может заплатить картой на кассе и пытается в растерянности насобирать наличные для расчета.

В последний месяц подобных жалоб было очень много на разных финансовых форумах, и «Минфина» в том числе. Больше всего претензий к крупным розничным банкам.

«Если человек не доволен обслуживанием банка, то он всегда может его поменять, как говорится, «проголосовать ногами». А если ему нанесли еще и материальный ущерб, и не хотят покрывать, то нужно жаловаться в Нацбанк, который недавно получил мандат на защиту прав потребителей финансовых услуг. А если потребуется — и в суд подавать», — посоветовал Александр Карпов.

Кстати, в пресс-службе Нацбанка «Минфину» сообщили, что за первое полугодие 2020 года регулятору поступило 117 жалоб клиентов, связанных с карточным мошенничеством.

«В каждом из случаев Национальный банк обращался с запросом непосредственно в банки, о которых говорилось в жалобах, чтобы выяснить ситуацию. Также в каждом случае потребителю финансовых услуг был предоставлен ответ», — заверили нацбанковцы в официальном ответе на запрос «Минфина».

Четкий регламент информирования клиентов о действиях карточных преступников не расписан в действующем законодательстве. Каждый банк действует здесь на свое усмотрение.

Зато есть правила, по которым возмещается ущерб пострадавшим держателям карт. Их четко расписали международные платежные системы. Работает презумпция невиновности в отношении клиента: если банк не сможет доказать, что в хищении денег есть вина человека, то он должен возместить убыток.

«Возмещение убытков происходит с четким соблюдением правил международных платежных систем. Но если очевидна вина клиента банка (например, карту взяла жена и сняла деньги, а муж пришел в банк требовать их обратно), то в таких случаях банк средства не возмещает», — подтвердила Анна Колесникова.

Новый закон и уголовная ответственность

Карточных преступников становится все больше, их уловки постоянно меняются. Потому финансисты призывают людей всегда быть начеку, и ни с кем не делиться банковской информацией.

Как сообщили в ЕМА, обычно за полугодие правоохранители арестовывают по 3-4 банды карточных мошенников. Этим летом был скандал в Одессе, а на прошлой неделе СБУ прикрыла call-центр в Мелитополе, в котором работало 54 оператора-жулика, которые выпытывали у владельцев карт информацию об их счетах.

Читайте такжеКак начать копить деньги: 5 вариантов, которые помогут разбогатеть

Чтобы отбить желание у жуликов промышлять таким делом, в Украине хотят криминализировать этот вид преступлений: изменить ст. 200 Уголовного кодекса, и ввести за карточное мошенничество обязательное лишение свободы от 1 года и более. Это, кстати, давно сделали в Евросоюзе, где жуликам дают от 5 до 25 лет, а в США можно получить пожизненное заключение. Но в Украине за такое лишь штрафуют.

Соответствующие изменения сейчас хотят внести и в украинское законодательство, а именно, в законопроект, который разрабатывается Нацбанком.

«В НБУ почти закончили подготовку нового закона, который будет касаться платежных услуг и платежных сервисов, и карточных операций в том числе. Есть надежда, что окончательный текст документа до конца сентября окажется в финансовом Комитете Верховной Рады. У Национального банка уже нет права законодательной инициативы, потому вносить его будут через нескольких депутатов», — сообщил Александр Карпов.

Елена Лысенко для «Минфина»

Комментарии - 4

+
+66
bonv
bonv
22 сентября 2020, 9:46
#
Закони приймають а шахрайство збільшується.. Неефективні закони чи сама влада?
+
+15
1112VFRFH
1112VFRFH
23 сентября 2020, 1:39
#
Приймають пологи,закони-ухвалюють!!
+
+11
krv77
krv77
22 сентября 2020, 14:22
#
Когда от законов уменьшалась преступность....
она уменьшается от применения закона ко всем. И это не в данном случае, а вообще.
+
0
1112VFRFH
1112VFRFH
23 сентября 2020, 1:43
#
П.Олено,НЕпохилий вік,а статечний,старший!літній!\\\\об'ємНЕ1.8млрд(((а1,8трлн!!арифметика...
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама