29 июля 2020, 15:01 Читати українською

Потеря проектов, новые каналы монетизации: как креативщики пережили карантин

1 июня «Минфин» запустил проект «Медиаподдержка малого и среднего бизнеса».

В его рамках мы общаемся с предпринимателями о преодолении кризиса, возникшего в результате распространения эпидемии коронавируса.

До локдауна креативная индустрия в Украине процветала. По данным основателя компании Global Events Дениса Рынского, в начале 2020 года в ней было задействовано 250 тысяч сотрудников, а обороты достигали 2 млрд грн в год.

Карантин стал ударом для креативного сектора — было потеряно 50% годового оборота. Каждое четвертое маленькое креативное агентство закрылось или сменило профиль.

Своим опытом преодоления кризиса поделился Анатолий Попель, основатель креативной платформы CASES. Он рассказал, как его группа из четырех креативных компаний превратилась в стартап, потеряла первоначальные инвестиции и начала привлекать гранты от государства.

Читайте также: Джем по подписке и штурм маркетплейса — антикризисные лайфхаки от крафтового производителя

О группе компаний

CASES  — платформа для связи между креативщиками и заказчиками. Включает в себя полезный контент для повышения квалификации исполнителей. Дает заказчикам возможность набрать команду качественных фрилансеров для выполнения как одной задачи, так и целого проекта. Кроме этого, платформа позволяет компаниям бесплатно создавать профили, самостоятельно публиковать работы, кейсы и колонки.

До карантина команда Анатолия Попеля, кроме CASES, развивала три проекта:

  • POPEL Agency — маркетинговое агентство, среди клиентов которого Helen Marlen, ЦУМ, SHAFA, NAF NAF, Klitschko Foundation;

  • UNDERHUB — креативное пространство, в котором можно было арендовать коворкинг, рабочее место или конференц-зал;

  • Креативная практика— образовательный проект с практическими курсами для представителей креативной индустрии. В настоящее время создается на основе технической платформы CASES.

Оборот компании до/после карантина: обороты UNDERHUB снизились до нуля, обороты POPEL Agency упали на 70%. CASES не был прибыльным проектом на момент начала кризиса.

Штат до/после карантина: 20 человек до карантина, сейчас — 10 человек.

Основные проблемы

  • Неожиданный выход иностранных заказчиков

Первое, на чем компании начинают экономить во время кризисных ситуаций – это реклама. Маркетинговые агентства понесли значительные финансовые потери, среди них оказалось и POPEL Agency.

Из четырех проектов Анатолия Попеля маркетинговое агентство была самым прибыльным. Создание презентации у них стоило около $3 тыс., а сайт, разработанный в агентстве под ключ, в среднем стоил $20-30 тыс. Около 25% заказов компания получала от иностранных заказчиков.

Беда в том, что с началом карантина многие из клиентов POPEL Agency были вынуждены прекратить свою маркетинговую деятельность.

«Мы шли навстречу всем нашим клиентам: например, одному из них, фитнес-клубу, мы снизили стоимость услуг в 4 раза. Месяц мы могли удерживать команду в таком формате работе, однако довольно быстро стало понятно, что ситуация будет иметь более длительный характер», — вспоминает Анатолий Попель.

Впоследствии пандемия захватила весь мир. Для команды Анатолия настоящим финансовым ударом стало временное прекращение сотрудничества с иностранными заказчиками. Во время предыдущих кризисов (в 2009-м и в 2014 году), иностранные заказчики были надежными и предсказуемыми партнерами. Но в этот раз проблемы начались и у них, что привело к отсрочке выплат.

“Мы предполагали потери, но в некоторой степени надеялись остаться на плаву, благодаря заказчикам из-за рубежа. А по факту, на период карантина 70% заказов перешли в формат ожидания. Их вроде бы и не отменили, но и не запустили и на сегодня.

Я, как лидер проекта, с начала карантина урезал себе зарплату каждый месяц, чтобы распределять эту сумму на расходы внутри компании. Последние два месяца я деньги от компаний не получал вообще. Нашим специалистам мы таких зарплатных стрессов не устраивали, но пройти карантин безболезненно для нас оказалось невозможным”, — делится Анатолий.​

  • Несвоевременные инвестиции

У компаний Анатолия не было значительной финансовой подушки. Значительная часть доходов инвестировались во внутренние проекты группы, в частности и в рабочее пространство для креативщиков Underhub.

До карантина это был успешный проект, который ежемесячно зарабатывал на 20% больше, чем в предыдущий. 

Креативное пространство UNDERHUB

Инвестиции оказались несвоевременными.

«Агентство оказалась в очень непростой ситуации. Наш портфель, который мы формировали на протяжении последних пяти лет, как механизм устойчивости не сработал. Поэтому нам пришлось попрощаться с половиной специалистов в команде. Для нас это была неприятная ситуация. Все люди, для которых у нас больше не стало заказов, были очень профессиональными. Неприятно увольнять тех, кто не провинился, и закрывать проект, который должен быть успешным», — говорит Анатолий Попель.

Читайте также: Как учебное заведение перешло в онлайн за три дня: опыт харьковской школы бизнеса

Какие меры предпринимали

  • Завершили большинство проектов, чтобы сосредоточиться на одном

Чтобы экономить силы команды, которая значительно сократилась, и быстро и с минимальными инвестициями реорганизовать бизнес, Анатолий Попель решил сфокусироваться на одной компании.

Underhub временно остановили первым. Хотя это был перспективный проект, в ближайшее время он не смог бы принести нужный доход.

«Креативная практика» на то время стала частью платформы CASES. Поэтому перед командой встал вопрос: запускать новый и перспективный проект CASES, уникальный для Украины, или сосредоточиться на уже проверенной и прибыльной POPEL Agency.

«Будем откровенны, хороших маркетинговых агентств очень много, особенно в Украине. А вот платформа CASES — уникальная. Мы уже думали о том, чтобы сфокусироваться на проекте в 2021 году, однако в связи с карантином решили сделать это сейчас», — утверждает Анатолий.

Одна из конференций CASES

Так команда Анатолия Попеля решила из четырех проектов сфокусироваться на двух, по их мнению, самых перспективных. Это были CASES и Креативная практика.

  • Воспользоваться другими каналами монетизации

Раньше проект CASES монетизировался несколькими путями:

  • продажей контента;

  • монетизацией через ивент-маркетинг (организаций офлайн-ивентов);

  • монетизацией через рекламу.

Сейчас команда изменила подход к получению прибыли:

  • перевели конференции в онлайн-формат. Конференции платные;

  • сделали для учеников Креативной практики подписку с доступом к самому полезному контенту.

Также в компании планируют привлекать гранты и инвестиции. Если до карантина CASES существовал исключительно благодаря доходам группы, то сейчас проект превратился в стартап.

Читайте также: Больше, чем коворкинг: как офисный сервис пережил карантин

Результаты

CASES возникли три года назад как идея — дать компаниям платформу, на которой они смогут рассказывать о себе, нанимать специалистов, находить заказы для своей компании и т.д. Сейчас на платформе зарегистрировано более 800 организаций, среди них, в частности, BBDO Ukraine, Fedoriv, Banda Agency.

После завершения истории с POPEL Agency, Анатолию Попелю удалось привлечь первые внешние инвестиции в проект CASES. Также команда подает заявку на получение грантов в Украинском Фонде Стартапов.

«Не могу сказать, что наш случай — это история успеха ребят, которые решили рискнуть, и у них все получилось. Сейчас мы еще проходим трансформацию бизнеса. Завершаем проекты POPEL Agency, передаем дела другим агентствам, а сами привыкаем к странной мысли — мы больше не агентство, а стартап», — говорит Анатолий Попель.

Впрочем, по его словам команда с самого начала карантина не надевала розовых очков. «Главная ошибка в кризисных ситуациях — надеяться на лучшее. Хотя шаги, которые мы прошли, были очень болезненными, они помогли нам пережить кризис. Уверен, когда CASES станет тем проектом, который мы хотим видеть, это будет фантастическая история», — заключает Анатолий.

Предпринимателям

Если вашему бизнесу тоже есть что рассказать о собственном опыте выживания в условиях локдауна — присоединяйтесь к проекту «Медиаподдержки».

Редакция будет размещать публикации о предпринимателях на главной странице сайта. Чтобы принять участие, оставьте заявку на странице проекта.

Читайте также: Как импортер дронов встретил эпидемию в Китае и спас бизнес в карантин

Комментарии - 2

+
+98
SergValin
SergValin
29 июля 2020, 20:51
#
Господи, какая же чушь. Как может компания «превратиться в стартап»? Стартап — это всего лишь компания, которая либо ещё не ведёт, либо недолгое время ведёт операционную деятельность. А если компания уже вела такую деятельность, но в убыток, и потому «начала привлекать гранты от государства» (т.е. существовать за счёт внешнего финансирования) — то это просто коммерчески неуспешная компания, а никакой не «стартап».
+
+14
zaNOza :)
zaNOza :)
30 июля 2020, 17:07
#
Сидя в жо, а там как в туризме, хуже чем в ресторанном, работала в этой отрасли очень долго, вплоть до решения продлить карантин в начале мая (тут терпець  урвався) — ребята нашли способ с минимальными усилиями и затратами напомнить о себе, как работодателям так и работникам
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама