Всего несколько лет назад мало кто воспринимал криптовалюты всерьез. Тем более, решался в них инвестировать. Сегодня они у всех на слуху. А баснословный рост биткоина заставляет задуматься о вложениях в виртуальные валюты многих инвесторов.
Почему биткоин останется вне закона в Украине
Конечно, многие продолжают утверждать, что рынок криптовалют — просто пузырь, который рано или поздно лопнет. Но даже самые отъявленные скептики не могут игнорировать тот факт, что криптовалюты изменили финансовый мир безвозвратно.
Биткоин — самая известная криптовалюта. В начале сентября власти Китая запретили проводить ICO (первичные размещения криптовалюты, аналог IPO) и прикрыли криптовалютные биржи. Так в Поднебесной решили бороться с выводом капитала и отмыванием «грязных» денег. Поклонники теории «пузыря» в один голос стали пророчить биткоину скорую кончину, а его цена опустилась с $3900 до $3600. Но падение длилось недолго: вскоре курс биткоина побил новый рекорд — $5800 за штуку.
Пока все следят за динамикой курса биткоина, регуляторы по всему миру пытаются установить контроль над криптовалютами. Далеко не все страны идут по пути Китая и ограничивает обращение криптовалют. Например, Япония активно пользуется их преимуществами. Еще весной этого года местные власти признали биткоин легальным платежным инструментом. Если быть точнее, официальный статус биткоина в Японии — предоплаченный платежный инструмент. Это, по сути, приравнивает биткоин к фиатным валютам.
Австралия также взялась за легализацию биткоина. Подробности пока не раскрывают, но соответствующий законопроект обещают обнародовать к середине 2018 года. Полная легализация биткоина в этой стране должна завершиться к концу следующего года.
Не отстает в этом плане и Европа. Так, Центробанк Швеции разрабатывает свою собственную криптовалюту — eKrona. И даже в Кремле уже заговорили о выпуске крипторубля.
Хотя в этом вопросе регуляторы отнюдь не единодушны. Например, главный финрегулятор Литвы недавно заявил, что ни банки, ни платежные сервисы, ни другие участники финансового рынка не должны предоставлять услуги, связанные с виртуальными валютами, или участвовать в их выпуске. Уж слишком высокорисковый этот инструмент.
В Украине обращение криптовалют - все еще открытый вопрос. Долгое время власти просто закрывали глаза на их существование, несмотря на то, что купить тот же биткоин в Украине — дело 10-ти минут. В Киеве даже устанавливают специальные «криптоматы» под эти цели.
Но в последнее время ситуация стала меняться. Для начала, свое отношение к криптовалютам высказал Нацбанк. Месяц назад замглавы НБУ Олег Чурий еще раз подтвердил, что на Институтской не считают биткоин ни валютой, ни платежным средством.
Прояснить ситуацию решили депутаты. В начале октября они внесли в Верховную Раду сразу два законопроекта, призванных решить «криптоголоволомку». «Минфин» изучил предложения народных избранников. Первый законопроект — 7183 — инициировали четыре народных избранника: Ирина Ефремова, Людмила Денисова, Игорь Котвицкий, Иван Рыбак и Светлана Войцеховская. Инициатором второго проект закона — 7183-1 — выступил депутата Серегей Рыбалка.
Предмет мена или финансовый актив?
У депутатов нет единого мнения, что представляют собой криптовалюты. Но оба законопроекта имеют нечто общее: они пытаются подвести обращение криптовалют под финансовое регулирование.
Законопроект, разработанный группой депутатов, определяет криптовалюту как некий программный код. На него распространяются права собственности и он может выступать в качестве инструмента мена.
Такой статус криптовалюты вызвал у экспертного общества недоумение. «Эта формулировка ставит криптовалюту в один ряд с картиной или стихом, которые также – объекты интеллектуальной собственности», — говорится в официальной реакции старейшей украинской организации, продвигающей развитие криптовалют, Bitcoin Foundation.
Более того, если криптовалюта – интеллектуальная собственность, то ее правообладатели должны получать роялти, а сам объект подпадает под охрану авторским правом. В мире тысячи пользователей владеет криптовалютой. Каким образом будет на них распространятся авторское право – непонятно.
В законопроекте Сергея Рыбалки природа криптовалюты определена еще запутаннее. Документ предлагает дать им статус финансового актива. Но, как и в первом проекте, криптовалюта не может выступать платежным инструментом.
По словам автора документа, криптовалюту нельзя признать платежным инструментом, поскольку это противоречит Конституции. А так как в Украине лучше всего подготовлено законодательство, касающееся работы с финансовыми активами и деривативами, криптовалюту предлагают признать финансовым активом. Такой статус дает возможность покупать товары и услуги за криптовалюту. Правда, для этого ее сначала придется обменять на гривны.
Что можно делать с криптовалютой
Законопроект группы депутатов позволяет владельцам криптовалют свободно ими распоряжаться — обменивать их на другие криптовалюты, электронные деньги, валютные ценности, ценные бумаги, услуги и товары. Правда, авторы законопроекта не уточнили, как это можно будет сделать на практике. Кроме того, что все подобные транзакции будут подпадать под положения украинского законодательства о договоре мена.
Альтернативный законопроект предлагает проводить все криптовалютные транзакции с помощью бирж и обменников. Проводить их смогут только инвесторы. В это понятие включают всех юридических и физических лиц, которые заключили публичный договор с финчуреждением, предоставляющим подобные услуги, и приняли на себя возможные риски. Обменять криптовалюту на иностранные денежные знаки будет невозможно.
«У нас единым платежным средством является национальная валюта – гривна. Нельзя продать финансовый актив, которым мы считаем криптовалютой, за другие валюты. А если организовать одновременный обмен гривны, например, на доллар, это уже будет валютообменная операция и потребуется лицензия НБУ. Зачем усложнять?», — утверждает Сергей Рыбалка.
По утверждению Bitcoin Foundation, в законопроекте Сергея Рыбалки содержится положение, которое можно трактовать как обязательство покупать и продавать криптовалюту только через финансовых посредников. «Напрямую из положений ЗП это не следует, но определение статуса инвестора дает возможность сделать такой вывод».
Льготы для криптовалютных ФОПов
В первом законопроекте содержатся только общие понятия майнинга криптовалюты. Из его положений следует, что майнер получает «криптовалюту в виде вознаграждения от системы блокчейн в результате ее генерации, если он выполнил необходимые условия». Более того, документ считает криптовалюты объектом налогообложения. Но каким именно налогом должен облагаться майнинг и как это будет происходить, авторы не уточняют.
Законопроект Рыбалки предлагает более простую формулировку. Майнинг – «деятельность физических и юридических лиц по проведению математических расчетов с целью получения вознаграждения в виде единиц криптовалют».
Более того, он предлагает стимулировать такого рода деятельность. Например, поддерживать инновационные проекты, связанные с майнингом, в том числе, с помощью тарифного регулирования. Льготные тарифы на электроэнергию должна будет определить Нацкомиссия в сфере регулирования энергетики и коммунальных услуг. Еще один способ стимулирования майнинга – льготное налогообложение субъектов, проводящих предпринимательскую деятельность по добыче криптовалюты.
Эксперты настроены скептически, и не слишком верят в то, что власти на самом деле начнут стимулировать развитие майнинга.
«В законопроекте используются довольно популистские (декларативные) заявления о стимулировании майнинига. Но пока очень трудно представить их практическое применение. Здесь упоминается о тарифах для майнинга и возможности налогообложения прибыли в криптовалюте, но нет никаких механизмов для реализации этих пунктов», — говорится в заявлении совета директоров Bitcoin Foundation.
Регулирование и надзор
У депутатов также нет общей позиции по поводу того, кто должен осуществлять надзор за рынком криптовалют. В первом законопроекте депутаты предлагают отдать криптовалюты под контроль Национального банка. Регулятор будет должен установить порядок создания и деятельности криптовалютных бирж, которые будут проводить мониторинг всех транзакций в соответствии с нормативами НБУ.
Даже в этом коротком определении экспертное сообщество сразу нашло несостыковки.
«В законопроекте регулятором рынка криптовалют выступает Нацбанк. В то же время операции с криптовалютой определены как бартерные. Возникает вопрос, почему к регулированию гражданско-правовых отношений (бартера) привлекается финансовый регулятор. Здесь видна явная алогичность и несоответствие с полномочиями НБУ», — говорится в заявлении Bitcoin Foundation.
Законопроект Сергея Рыбалки предлагает отдать криптовалюты под контроль Нацкомфинуслуг. Комиссия будет выполнять стандартные функции – выдавать лицензии, проводить проверки, рассматривать жалобы и т.д.
По мнению автора, это логичное решение, особенно, если учесть, что НБУ высказывается против криптовалюты.
«У нас сильные законы о финансовых инструментах, поэтому под криптовалюту не нужно будет «изобретать велосипед», входя в противоречие с действующим законодательством. Тем более вызывает вопросы целесообразность поручения регулирования НБУ, если регулятор уже прямо высказал свою позицию по этому поводу и, очевидно, не намерен ее менять», — объясняет Сергей Рыбалка.
Что о предложениях депутатов думают в самом Нацбанке, пока неизвестно. Ни один из законопроектов на Институтской так и не прокомментировали.
Биржи
Как сказано выше, первый законопроект возлагает на НБУ обязанности по разработке правил создания и деятельности криптобирж. Доход бирж от криптовалютных операций будет подлежать налогообложению, по какой ставке — пока неизвестно.
Второй законопроект выставляет более жесткие требования. Так, криптобиржей может стать только юрлицо в форме хозяйственного общества. Минимальный уставный капитал должен быть не меньше 5 млн грн на день выдачи лицензии. Формироваться он может только за счет денежных средств, включая от размещения облигаций. Большая часть уставного капитала – 51% — должна принадлежать гражданам Украины.
Также законопроект устанавливает требования к веб-сайту криптобирж и обменников. Их веб-сайты должны принадлежать к украинскому домену. Там должна публиковаться информация об их услугах, рисках, размере уставного капитала и структуре собственности.
Биржи могут открывать счета как юридическим и физическим лицам, независимо от гражданства. Если на движимое имущество клиента власти наложили арест, биржа обязана заблокировать его счета. Возобновление расчетных операций разрешается только после одобрения исполнительной службы.
При этом биржам запрещено открывать анонимные счета. По утверждению Сергея Рыбалки, это должно свести на нет риски мошенничества.
«Законопроект призван максимально ограничить возможности для мошенничества как со стороны профессиональных участников рынка – бирж, инвесторов, майнеров – так и обычных граждан. Именно с этим связаны ограничения относительно анонимности», — поясняет автор.
Быть или не быть
Эксперты с недоверием отнеслись к инициативе депутатов и считают, что это — не более чем попытка «попиариться» на горячей теме.
«Из сформулированных положений невозможно понять, на какой социальный эффект рассчитывают депутаты, кроме того, чтобы попасть в ленты новостей. Стоит ожидать, что оба законопроекта не смогут пройти голосование», — говорится в совместном заявлении совета директоров Bitcoin Foundation.
Того же мнения и специалист в сфере криптовалют и блокчейн SingularityU Kiev Chapter Олег Кудренко.
«Я слабо верю в пользу от законопроектов. Лучше бы депутаты попытались решить уже существующие проблемы вместо того, чтобы расширять количество проблемных зон», — утверждает Кудренко.
Как бы то ни было, законопроекты еще даже не прошли первое чтение. Вполне возможно, что при их доработке законодатели спросят мнения у экспертного сообщества и попытаются устранить пробелы.
Алексей Рябуха
Комментарии - 6
Законодавители желают залезть во внезапно позолотевшие трусы «криптовалютчиков».
Ничего иного здесь нету.