Минфин - Курсы валют Украины

Установить
9 января 2023, 12:52 Читати українською

Инвесторы Tesla и биткоина: кто потерял больше

Если вы один из тех, кто купил биткоин или другую криптовалюту на пике прошлой осенью, — вы потеряли много денег. Утешает ли вас то, что вы потеряли бы такую ​​же сумму, если бы вместо этого купили акции Tesla? У Tesla и биткоина может быть больше общего, чем вы думаете, считает экономист и нобелевский лауреат Пол Кругман. Tesla он посвятил две колонки в NYT, написанные одна за другой. «Минфин» выбрал главное.

По мнению Кругмана, трудно объяснить огромную оценку, которую рынок присвоил Tesla перед падением, или даже ее текущую стоимость. В конце концов, чтобы быть такой ценной, Tesla должна была бы не только получать огромную прибыль в течение нескольких лет. Она должна была бы дать покупателям и инвесторам уверенность в том, что это будет продолжаться много лет.

Почему у Apple и Microsoft получилось

Некоторые технологические компании действительно становятся машинами для зарабатывания денег в долгосрочной перспективе. Apple и Microsoft по-прежнему возглавляют список самых прибыльных корпораций США спустя почти четыре десятилетия после появления персональных компьютеров.

И Apple, и Microsoft выигрывают от сильных сетевых внешних эффектов — грубо говоря, каждый использует свои продукты, потому что все остальные используют их продукты.

В случае с Microsoft история заключалась в том, что предприятия продолжали покупать программное обеспечение компании, даже когда ее критиковали многие. Покупали просто потому, что это было то, чем они уже пользовались и привыкли, — например, такие продукты, как Word и Excel.

Возможно, это было не очень хорошо, но все в данной компании и в других компаниях, с которыми она сотрудничала, были настроены на использование этих продуктов, у них были IТ-отделы, которые знали, как с ними работать, и т. д.

История Apple отличается — она больше об отдельных пользователях, чем об учреждениях, больше о физических продуктах, чем о программном обеспечении. И Apple считалась крутой, в отличие от Microsoft. Но на уровне экономики они похожи.

Подобные истории можно рассказать и о нескольких других компаниях, таких как Amazon, с их инфраструктурой дистрибуции.

Мы более или менее понимаем прочность доминирования Apple и Microsoft, и трудно понять, как Tesla когда-либо могла добиться чего-то подобного, каким бы блестящим ни было ее лидерство.

Вопрос в том, где мощные сетевые внешние эффекты в бизнесе электромобилей?

В чем «фишка» электромобилей и Tesla

Электромобили вполне могут стать будущим персонального транспорта. На самом деле, так и должно быть, поскольку электрификация всего, что работает на возобновляемых источниках энергии, — единственный реальный способ избежать климатической катастрофы.

Но трудно понять, что даст Tesla долгосрочный доступ к бизнесу электромобилей.
Урок Apple и Microsoft заключается в том, что для того, чтобы быть чрезвычайно прибыльной в долгосрочной перспективе, технологическая компания должна занять рыночную позицию, которая сохранится, даже когда наступит время, как это всегда бывает, когда люди уже будут далеко не в восторге от ее продуктов.

Что же сделало бы это возможным для Tesla? Например, специальные зарядные устройства, которые были бы единственными широко доступными. Или если бы Tesla были единственными электромобилями, которые механики знали, как чинить.

Однако, с переходом крупных автопроизводителей на рынок электромобилей возможность существования мира, в котором это было бы возможно, уже исчезла.
Короче говоря, производство электромобилей просто не похоже на сетевой бизнес.
Что возвращает нас к вопросу о том, почему Tesla когда-либо стоила так много.

Бренд и легенды

Кругман говорит, что, по-видимому, ответ заключается в том, что инвесторы влюбились в сюжетную линию о блестящем, крутом новаторе.

До недавнего времени сам Маск считался крутым парнем. И крутым в футуристическом смысле: его компания отправляет ракеты в космос; он был вместе с популярной певицей, которая выпустила альбом, вдохновленный научно-фантастическим романом «Дюна».

Что означало купить машину, которую выпускает такой человек? Это роскошная машина, но есть и другие роскошные машины. Что особенного в Tesla, так это то, что это электрический роскошный автомобиль с нулевым уровнем выбросов, который претендует на блестящую поездку в устойчивое будущее.

Многие люди, на самом деле, используют свои автомобили, чтобы символизировать свой статус — более того, свою идентичность, продемонстрировать свои ценности, а также свое богатство.

Кто покупает Тесла

Богатых либералов отчасти привлек образ Илона Маска, воспринимаемого ими как модернового и продвинутого персонажа.

Кругман ссылается на человека, пишущего под ником Invictus, который использовал данные штата Нью-Йорк, чтобы сравнить политические взгляды на уровне округов с регистрацией Tesla. А также на Чарльза Габа, основателя ACASignups.net. Габа, приверженец анализа данных, известный многим пользователям Twitter, в частности, тем, что скореллировал данные о политических взглядах американцев и их статусом вакцинации, предположил, кто мог бы покупать себе такое авто.

Кругман также приводит данные опросов и сопоставляет их с данными Invictus на примере двух мест: округом Стьюбен, очень «трамповым» районом к юго-востоку от Буффало, и округом Вестчестер, богатым и очень «демократским» пригородом Нью-Йорка. В Вестчестере много Tesla, а в Стьюбене их почти нет. Так что Tesla — это бренд, клиентская база которого, в основном, состоит из богатых культурных либералов.

Учитывая все это, публичное принятие Маском теорий заговора MAGA, пишет Кругман, является невероятно плохим маркетинговым ходом, практически предназначенным для того, чтобы оттолкнуть его основных покупателей. Зачем?

В истории Tesla есть параллель с биткоином. Несмотря на многолетние усилия, никому еще не удалось найти какое-либо серьезное применение криптовалюте, кроме отмывания денег. Но цены, тем не менее, подскочили из-за ажиотажа и по-прежнему поддерживаются группой закоренелых истинных верующих. Что-то подобное, наверняка, произошло и с Tesla, хотя компания действительно делает полезные вещи.

Tesla, вероятно, в конечном итоге обречена на падение, даже если бы Маск и был тем, кем его представляли его поклонники, поскольку экономика бизнеса электромобилей просто не способствует долгосрочному господству на рынке.

Но Маск, возможно, смог бы отсрочить день расплаты, по крайней мере, на время, если бы ему удалось еще немного поскрывать свое истинное лицо от своих лучших клиентов.

Автор:
Надежда Кемулария
Редактор Надежда Кемулария
Пишет на темы: экономика, инвестиции, бизнес

Комментарии - 14

+
+15
bonv
bonv
9 января 2023, 13:25
#
А якщо майже на піку продав біткоїн то що?:))))
+
+30
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
9 января 2023, 20:58
#
Це ти, типу, продав? Забувся вже, як казав, що лиш частинку продаєш, яку наварив. Але ж зараз всі стануть мудрими, навіть Ферокс напише, що продав по 69к.
+
+15
xapyga
xapyga
9 января 2023, 23:07
#
Сейчас тоже хорошая цена, у кого он давно)
+
+15
bonv
bonv
10 января 2023, 10:47
#
Та і розберися спочатку з тим, що я писав. Аналітег:) Залиш свою брехню для таких нищебродів як ти!
+
0
neverice
neverice
9 января 2023, 13:37
#
Тесла втрачає ініциативу через відсутність нових моделей. Особливо у бюджетному сегменті, куди від початку мітила Model 3, та пішла не туди зі своїми автопілотами. Бо серед шанувальників марки дуже багато молоді, які зазвичай не є сегментом «преміум», та не готові витрачати дуже багато грошей на авто. Тим паче, що на тепер мати електромобіль бажано лише як другу машину у сім‘ю. А молодь часто ще й не одружена, тому покупка дорого електромобіля стає ще менш доречною.
А сегмент дешевих і «крутих» електромобілів пустує і ще довго обіцяє таким бути. Тож, Тесла могла б використати нагоду, як свого часу було з «маскл карами», типу мустанга. Бо, фактично, є єдиною компанією, хто зараз може випустити дешевий, потужний та «крутий» електромобіль. Іншим не вистачає поки досвіду, оборотів та новизни марки.
А практичний сегмент швидко завойовують інші компанії. Наприклад, нащо та Model 3, коли фактично за ті самі гроші можна взяти ID.4
+
0
Три літри
Три літри
9 января 2023, 14:40
#
А сегмент дешевих і «крутих» електромобілів пустує і ще довго обіцяє таким бути.

Не зрозумів про круті, але сегмент дешевих електромобілів вже не пустує: є японці і єпропейці.
Сам приглядався, але поки що не наважився бо ну дуже спеціалізований та залежний автомобіль виходить.
+
0
neverice
neverice
9 января 2023, 15:16
#
У випадку Тесла ореол крутості вже є. Машина з її шильдиком буде привертати більше уваги за, наприклад, рено. Далі — зовнішність в купі з характеристиками, як свого часу було з маслкарами. Зараз рецепт трохи інший, та суть та сама. Електро з позіціонуванням «маленький еко овоч для міста» ніколи не буде «крутим» чи популярним. А саме таке позиціонування обрали для більшості бюджетних електромобілів. І так буде ще довго, бо вигідніше продавати дорожчі машини.
Ситуацію ускладнює те, що електромобілям доводиться конкурувати ще й з традиційними ДВС. Тому навіть політичні симпатії Маска впливають на продажі.
+
0
Три літри
Три літри
10 января 2023, 0:07
#
У випадку Тесла ореол крутості вже є

Молоді не потрібна крутість, а якщо і потрібна то не за такі гроші. Як тільки молодь переходить із стану самотнього студента в стан людини що має сім'ю, а тим більше дітей — крутість вімірюється в простірі доступному для перевезення родини.

Звісно є окрема гілка яка в будь якому віку хоче чи то швидкості, чи то понтів. Але для них як раз бюджетна Model 3 нецікава.
+
+15
neverice
neverice
9 января 2023, 15:44
#
Таким чином, маючи типову аудиторію у вигляді молодих прогресивних чоловіків, електромобілям важко у ніші бюджетних машин. Бо типовий бюджетний електромобіль орієнтований якось не туди. Чи то на жінок, чи хз на кого. Та це не ті машини, заради яких прогресивний молодий чоловік, що хоче виглядати круто, та вражати дівчат буде йти на ньюанси електромобіля — а це найбільша аудиторія електро. А більш солідні і консервативні сімейні чоловіки вже зараз мають вибір серед інших моделей, в тому числі ДВС. Тому для Тесла то була б чудова ніша, як на мене. В інших нішах тримати лідерство все важче.
+
+15
xapyga
xapyga
9 января 2023, 23:12
#
Ваша правда, есть еще дорогие престижные электро, но очень дорого и мало популярные. Но для Европы это не касается, особенно Франции там крутые авто почти никому не нужны.
+
+15
bonv
bonv
9 января 2023, 13:56
#
За підсумками 2022 року Національний банк Швейцарії зафіксував річний збиток в 132 млрд швейцарських франків (143 млрд доларів США), що є найбільшим збитком за всю 115-річну історію банку.
Як повідомляє Reuters з посиланням на заяву банку, падіння фондових ринків і ринків з фіксованою прибутковістю позначилося на вартості портфеля акцій і облігацій банку. Негативний вплив також зробило зміцнення швейцарського франка.
Банк втратив 131 млрд франків за своїми позиціями в іноземній валюті - понад 800 млрд франків у вигляді акцій і облігацій, які він купив в ході тривалої кампанії з ослаблення швейцарського франка.
Ціни на облігації впали в 2022 році, оскільки центральні банки у всьому світі, включаючи SNB, підвищили процентні ставки для боротьби з інфляцією.
Так, єдиним позитивним моментом були золоті запаси, що становили 1040 т на кінець 2021 року і виросли на 400 млн франків протягом 2022 року.
Збиток у 2022 році означає, що Центробанк не буде виробляти свої звичайні виплати центральному та регіональному уряду Швейцарії.
+
0
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
9 января 2023, 21:01
#
400 лямів мрофіту на золоті як запотиличник на фоні 800 ЛЯРДІВ інших втрат.
+
0
alextm
alextm
10 января 2023, 0:45
#
Так весь ринок впав через підвищення ставки ФРС, в тому числі американська нерухомість. Може криза поглибиться і всі активи ще більше подешевіють. Колись знизять облікову ставку і знов все виросте. Те про що автор філософствує не є основною причиною падіння.
+
0
zig4free
zig4free
19 января 2023, 4:45
#
Ну тесла изначально ориентированы на потребителя с доходом выше среднего…
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться