Верховная Рада приняла в целом законопроект № 7508 об усовершенствовании механизма привлечения частных инвестиций с использованием механизма государственно-частного партнерства. За документ проголосовали 256 депутатов. Об этом сообщила министр экономики Юлия Свириденко.
Рада приняла закон, который дает возможность строить платные дороги в Украине

Читайте «Минфин» в Instagram: главные новости об инвестициях и финансах
Почему он поможет привлечь инвестиции в восстановление?
По ее словам, парламент принял во втором чтении очень важный закон о ГЧП. «Без преувеличения мы шли годами до его принятия», — написала Свириденко.
Министр отмечает, что в Украине инфраструктура сможет строиться или восстанавливаться не по принципу «все из бюджета», а в партнерстве — с бизнесом и с донорами. На основе публично частного партнерства. Так как это происходит в мире.
«Хотя концепт ГЧП в Украине существует уже давно, но за все время у нас было заключено только два больших концессионных договора. Благодаря изменениям в законодательство мы рассчитываем, что механизм ГЧП наконец-то заработает и принесет нам в ближайшие годы до 1 млрд долларов инвестиций в конкретные проекты. Прежде всего, это могут быть такие сферы: порты, больницы, муниципальные», — написала министр.
Что дает закон
- Закон позволяет ввести гибридную модель ГЧП, в которой совмещается бюджет, гранты от наших международных партнеров и частное финансирование. Это и дешевле для государства, и быстрее и безопаснее для инвестора.
- Маленькие общины теперь смогут реализовывать проекты без дорогих ТЭО — достаточно концепта. К примеру, маленький реабилитационный центр, садик или доступное жилье. А государственные компании, например Укрзализныця, — запускать ГЧП без бюрократического лабиринта. Это позволит им восстанавливать вокзалы, а Укрэнерго — электросети.
- Еще одно важное изменение — государство получит право запускать упрощенную процедуру для проектов восстановления: в медицине, транспорте, энергетике, образовании, социальных услугах. Она будет действовать во время военного положения и еще через 7 лет — для проектов любого размера.
- Кроме того, закон вводит дополнительные гарантии для инвесторов (например, стабильность условий договора), а также обновляет более 30 секторальных законов. Теперь ГЧП сможет заработать в тех сферах, где раньше это было почти невозможно из-за юридических барьеров, например в медицине, образовании, культуре, транспорте или жилищном хозяйстве.
Комментарии - 17
Зменшити популізм це щось нереальне.
Ну і якщо цей популізм раптом прибрати то на що будуть скаржитись скиглики типу тебе? Це ж зараз в них є чудовий аргумент «я вже заплатив за дороги коли купив пальне». А раптом його відібрати — і все, виходить більше немає відмазок, доведеться платити податки 🤷♂️
А сам міф зародився в 2011 з легкого вкидання фейку якимись журнаглістами. Підкреслю що акциз за своєю природою взагалі не є податком що направлений на розвиток. Яскраві приклади це акцизи на алкоголь та табачні вироби за допомогою яких намагаються знизити споживання. У випадку з пальним це просто податок «на заможність». Так само колись був недоакциз на мобільний звʼязок який теж був податком на заможність, а відправлявся напряму в пенсійний фонд. Видрижка цього існує і досі при першій реєстрації авто в країні: купуючи нову машину чи реєструючи євробляху або биток з США людина платить в пенсійний фонд і при цьому ці гроші не підуть в залік її пенсійного стажу.
Але справа ще й і в тому що акцизу на дороги не вистачить — грошей треба набагато більше. А також в тому що далеко не всі дороги фінансуються з державного бюджету. Наприклад дороги в містах утримуються за гроші податку на дохід.
Тому я і кажу що акциз на дороги — це тупий популізм.
Те що грошей потрібно більше не відміняє той факт, що якщо вкладати в будівництво рлатної дороги мої податки, а потім я ще буду платити за проїзд платною дорогою то це перебор.
На початку акциз під пального продовжував йти в центральний бюджет так само як туди йдуть інши види акцизів. Але згодом окремим законом визначили що гроші з акцизу на пальне мають скеровуватись у спеціальний фонд (мені зараз ліньки гуглити назву закону і фонду) з якого буде фінансуватись утримання доріг. Тож зараз формально так: акциз з пального йде на утримання доріг. По факту не йде оскільки в 2022 гроші пененаправили на потреби армії.
Коли поруч, коли замість.
Звісно сидячі в сизрані це зрозуміти важко. У вас там і дорог немає.
А от виїзжаєш за кордон і їдеш наприклад по дорозі Варшава-Лодзь — і розумієш за що гроші.
Ще один момент, в ідеалі, розробити умови концесійних договорів, які б унеможливили доступ відчизняних «бізнесменів», оскільки, ці виродки завалять всі проєкти.