Виталий Ваврищук, глава департамента макроэкономических исследований группы ICU, рассказал ЭП, как российская агрессия вредит украинской экономике и какие шаги следует предпринять правительству и НБУ, чтобы противодействовать этому негативному влиянию. «Минфин» выбрал главное.
Как российская агрессия вредит экономике Украины: что должны делать Кабмин и НБУ
Российская агрессия и экономические риски для Украины
Скопление российских войск на границе с Украиной, дипломатические баталии между Россией и странами НАТО и открытые российские угрозы начать войну с Украиной спровоцировали много геополитических потрясений.
Но все эти события носят и вполне практическое экономическое измерение. Мы наблюдаем очень быстрые и неприятные последствия этих событий для украинской экономики.
За последние две недели международные инвесторы, которые занимают правительству деньги, значительно переоценили кредитные риски Украины.
Это видно из доходности украинских еврооблигаций, которая выросла за последние две недели на 150−850 базисных пунктов в зависимости от срока. Это произошло преимущественно в результате действия именно российского фактора, хотя определенную роль сыграли и другие общемировые тенденции на рынках капитала.
Нет сомнения, что создание дополнительных трудностей для украинской экономики является одной из целей российской власти.
Целенаправленная политика причинения вреда украинскому бизнесу и государственному бюджету очень четко прослеживается с 2014 года.
Вот ключевые направления ударов, которые создали заметные трудности для Украины:
- массовое введение нетарифных барьеров для импорта товаров украинского происхождения.
- создание препятствий для транзита товаров в Украину. Последний пример — ограничение транзита казахского угля по территории России.
- отказ от реструктуризации украинского долга в 2015 году на общих для всех кредиторов условиях.
- строительство трубопровода Северный поток-2, ключевой незадекларированной целью которого является полное прекращение транзита российского природного газа по территории Украины и лишение экономики доходов от предоставления услуг по транзиту.
Это лишь наиболее заметные примеры российской агрессии в экономической сфере, по каждому направлению десятки примеров мелких открытых и скрытых атак.
Читайте также: «Великая» война: 70% украинского бизнеса не готово к такому варианту
К каким последствиям это приведет
Практически достоверно можно спрогнозировать, что история с российскими войсками на границе с Украиной надолго.
Текущая волна агрессии со временем спадет. Однако накопление войск и маневры армии России могут повторяться. Естественно, неизменное нагнетание напряжения и поддержание атмосферы ужаса — это одна из реальных целей российского руководства.
Вряд ли местный бизнес и иностранные инвесторы когда-нибудь сформируют полный иммунитет к такой информационной картине.
С учетом этого сейчас очень вероятным кажется сценарий, по которому международные рынки капиталов будут неприветливы к Украине из-за угроз России начать войну. Как минимум такое восприятие рисков будет сохраняться в течение следующих двух-трех кварталов.
Следствие — крайне высокая стоимость валютных заимствований, превышающая 10% годовых. Такие ставки — это точно не то, чего Украина заслуживает и готова платить с учетом ее хороших показателей фискальной устойчивости.
Неблагоприятный фон безопасности создает потенциальные проблемы и для валютного рынка. Иностранные инвесторы возьмут паузу в инвестировании в гривневые ОВГЗ.
Те кредиторы, у которых эти бумаги сейчас в портфеле, вероятно, попытаются их постепенно продать. Также могут увеличиться объемы вывода компаниями дивидендов в пользу иностранных акционеров. Те, вероятно, захотят, чтобы их средства перетекли (по крайней мере, временно) в страны, где риски существенно меньше.
Экспортеры же могут решить дольше придерживать валютную выручку, ожидая более благоприятного валютного курса. Поэтому давление на валютном рынке будет периодически усиливаться под действием психологических факторов, хотя заметных фундаментальных предпосылок для обесценивания гривны пока нет.
Читайте также: Путин и не только: почему падает гривна
Как Украине действовать в такой ситуации
Во-первых, на данный момент у Украины нет другого выбора, кроме как продолжать и углублять сотрудничество с международными финансовыми организациями (МФО).
Украина будет нуждаться в большем количестве кредитов от МФО, чем сейчас запланировано в бюджете. Бюджетный план на 2022 год утверждался до значительной эскалации российской агрессии. Он базируется на предположениях о том, что частные инвесторы готовы будут кредитовать Украину.
Но, вероятно, запланированные привлечения от частных инвесторов, в том числе и выпуски еврооблигаций, придется в этом году замещать займами от МФО или западных правительств. Это вполне возможно и реалистично, ведь международные партнеры четко отдают себе отчет, с какими трудностями имеет дело Украина, и готовы оказать поддержку.
В то же время они будут традиционно требовать проведения реформ — даже в такое трудное время они вряд ли будут идти на уступки в этой части.
Очевидно, Украина должна инициировать новую программу сотрудничества с Международным валютным фондом после завершения действующей программы Stand By в июне. О таких намерениях уже заявил премьер-министр Украины на прошлой неделе.
Во-вторых, должна быть сохранена взвешенная макроэкономическая — фискальная и монетарная — политика. Она, очевидно, должна быть более консервативной и осторожной, чем в прошлом году.
Правительству желательно хранить разумный запас гривневой и валютной ликвидности, и любые сверхплановые бюджетные поступления придерживать впрок. Для Национального банка вопрос сохранения ценовой и финансовой стабильности приобретает критическое значение.
Следующие несколько кварталов — это период, когда лучше соблюдать чрезмерно консервативную политику, действовать на опережение. Крайне важно сохранить инфляционные ожидания контролируемыми, а доверие населения и бизнеса к банковскому сектору непреклонным.
Интервенции НБУ на валютном рынке для удовлетворения избыточного временного спроса на иностранную валюту и недопущения резких колебаний курса гривны — правильная тактика. Именно для этого НБУ и аккумулировал резервы в благоприятные времена. Именно для реагирования на подобные вызовы резервы и нужны.
Украинская экономика и финансовая система обладают достаточным запасом прочности, чтобы пройти этот сложный период неопределенности без заметных потерь.
И, конечно же, ничто так не успокоит иностранных инвесторов и местный бизнес, как продолжение или ускорение экономических реформ даже в условиях внешних военных угроз, которые, вероятно, не исчезнут в ближайшее время.
Читайте также: Может ли высокая инфляция остаться с нами навсегда
Комментарии - 16
«Ситуацію не можна назвати критичною, але практично на межі. У борг Україні більше ніхто не дасть. А якщо і дадуть, то під величезні відсотки. З урахуванням того, що старі борги ніхто не пробачить і їх потрібно погашати, то для України це практично рівносильно дефолту», — написав український бізнесмен, голова наглядової ради алкогольного холдингу Global Spirits Євген Черняк у Facebook.
Він порадив українцям купувати долари, «поки хороший курс».
https://news.finance.ua/ua/news/-/507184/ukrayina-blyzka-do-defoltu-yevrobondy-pochaly-rizko-vtrachaty-tsinu
«Лютий 2015. Ми в Краматорську Донецької області. Росіяни щойно вистрелили ракетою „Смерч“, убивши 45 людей. Верховний головнокомандувач Порошенко кинувся на передову. Як цей чоловік може бути винним у зраді? Як міг у це повірити суддя Соколов? Україна, яка перебуває перед лицем війни і Путіним, потребує єдності», — написав Леві.
Ще раніше Леві назвав закиди Порошенку в державній зраді «кафкіанськими» та нагадав про зусилля п’ятого президента України з відновлення боєздатності армії, налагодження міжнародних зв’язків і опору агресії РФ.
«Я мало розумію кафкіанські звинувачення проти Порошенка. Свідком чого я є: створення ним нової армії України, його статусу справжнього державного діяча, коли він має справу з лідерами Європи, його сильного опору Путіну. Україні потрібна національна єдність, а не полювання на відьом», — написав Леві.
Украинская экономика и финансовая система обладают достаточным запасом прочности, чтобы пройти этот сложный период неопределенности без заметных потерь.
Как бы бла-бла-бла ни о чём,когда присутствуют два противоположных утверждения.
Если «приобретает критическое значение» ,то как может «обладать достаточным запасом прочности«?
это в какой вселенной ?