7 февраля 2020, 16:00 Читати українською

Все, что нужно знать о «дырах» и противоречиях закона о финмониторинге

29 апреля 2020 года вступают в силу новые правила финмониторинга. Закон о противодействии отмыванию средств, полученных преступным путем, президент подписал в декабре 2019 года.

Финмониторинг, новые правила, первичный финансовый мониторинг, бизнес, закон, вступает в силу, отмывание средств, легализация средств
фото: finclub.net

Адвокат, руководитель практики частных клиентов адвокатского объединения Arzinger Денис Сиюшов рассказал «ЕП», почему закон требует внимательности от юристов и содержит немало противоречий.

«Минфин» выделил главное о перечне субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ), ответственности и штрафах.

Первичный финансовый мониторинг

Немногие знают, что адвокаты и аудиторы уже являются субъектами первичного финмониторинга. У них уже есть ряд обязанностей перед Госфинмоном. Новый закон расширяет перечень СПФМ и устанавливает ряд дополнительных обязанностей для них.

Добавляются в перечень первичного финмониторинга:

  • бухгалтеры;
  • налоговые консультанты;
  • адвокаты, которые действуют индивидуально;
  • лица, оказывающие услуги по созданию, обеспечению деятельности либо управлению юрлицами;
  • консультанты в сфере купли-продажи недвижимости и поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов.

Единственное исключение — выполнение таких обязанностей в рамках трудового договора с предприятием.

В статье 10, определяющей особенности деятельности СПФМ, народные депутаты «потеряли» аудиторов и налоговых консультантов.

Новый закон признает СПФМ нотариусов, адвокатов и других юристов, если они участвуют от имени клиента или помогают участвовать клиенту в таких операциях:

  1. Купля-продажа недвижимости или управление имуществом при финансировании строительства жилья.
  2. Купля-продажа субъектов хозяйствования и корпоративных прав. Здесь возникает вопрос касательно акций, долей и иных прав в образованиях, не являющихся юридическими лицами.
  3. Управление средствами, ценными бумагами или другими активами клиента.
  4. Открытие и управление банковским счетом или счетом в ценных бумагах.
  5. Привлечение средств, необходимых для создания юридических лиц и фондов, обеспечение их деятельности или управление ими.
  6. Создание, обеспечение деятельности или управление юридическими лицами, фондами, трастами или другими подобными правовыми образованиями.

Есть и хорошая новость. Нотариусы, адвокаты и другие юристы освобождены от обязанности осуществлять надлежащую проверку и отчитываться перед Госфинмоном о своих подозрениях, если они защищают клиента, представляют его интересы в судебных органах и в делах досудебного урегулирования споров.

Де-факто этим созданы специальные условия, которые позволяют обойти применение данного закона. Я как адвокат, конечно, рад такой лазейке. Как гражданин, ратующий за борьбу с отмыванием средств, против положения, которое сокращает большую часть обязанностей нотариусов и адвокатов.

Читайте также: Новые правила финмониторинга: За что банки будут блокировать счета и «стучать» на клиентов

Обязанности СПФМ

Все СПФМ, кроме тех, которые осуществляют деятельность единолично, обязаны создать и имплементировать внутренние правила финансового мониторинга.

Все они должны стать на учет в Госфинмоне и выполнять ряд обязанностей:

  • надлежащую проверку клиентов;
  • мониторинг финансовых операций клиента;
  • уведомлять Госфинмон о подозрительных финансовых операциях;
  • определять законность источников средств в рамках финансовых операций клиентов.

СПФМ обязаны уведомлять Госфинмон об обнаруженных отличиях в информации о UBO (конечном бенефициаре), которая содержится в ЕГР (едином государственном реестре), и информации, полученной самим СПФМ.

Иными словами, если СПФМ по результатам надлежащей проверки определит, что информация в ЕГР не соответствует выводам СПФМ, он должен будет сообщить об этом Госфинмону.

СПФМ обязан сохранять информацию, полученную в результате проверки клиента, в течение пяти лет после прекращения деловых отношений с ним.

Читайте также: В Минфине объяснили, как будут штрафовать субъектов финмониторинга

Полномочия Госфинмона

Одной из наиболее скандальных норм закона является обязанность СПФМ обеспечивать полный доступ субъектов государственного финансового мониторинга и правоохранительных органов к документам и информации, находящихся во владении СПФМ.

В законе отсутствуют требования к получению правоохранительными органами судебного решения для доступа к документам СПФМ и не указан перечень таких документов.

На основании этой нормы любой правоохранительный орган может требовать предоставить ему всю информацию и документы СПФМ. К сожалению, народные депутаты не поддержали правку, которая предлагала исключить из закона эту норму.

Все предприятия и организации, которые не являются СПФМ, будут обязаны на запрос Госфинмона предоставить ему информацию о финансовых операциях, лицах, принимавших участие в этих операциях, справки и копии документов, которые необходимы Госфинмону для выполнения его задач.

Этому органу предоставлены очень широкие полномочия. Госфинмон имеет право получить от любого предприятия любую информацию и документы о любой финансовой операции. Отсутствуют указания на порядок уведомления предприятия Госфинмоном и какие-либо ограничения его полномочий.

Читайте также: НБУ обнаружил подозрительные операции клиентов 35 банков

Штрафы для аудиторов

Большую дискуссию вызвал раздел закона об ответственности. Представители аудиторских компаний даже высказывали мнение, что вслед за принятием закона последует уход с рынка многих небольших и средних по размеру дохода игроков. В этих словах есть логика — штрафы действительно серьезные.

За неподачу, несвоевременную подачу или несоблюдение порядка подачи уведомления Госфинмону СПФМ грозит штраф 340 тыс. грн. За несоблюдение порядка организации и проведения финансового мониторинга СПФМ грозит штраф до 10% годового оборота, но не более чем 135,15 млн грн.

Учитывая широкие трактовки нового закона, запутанность текста, ряд противоречивых норм и отсутствие четких правил, такой штраф — угроза для каждого СПФМ. В случае совершения двух или более нарушений закона общая сумма штрафа для СПФМ не может превышать 27 млн грн. Такое себе «окно» для нарушителей нормы, которая предполагает штраф до 135 млн грн.

Благодаря правкам удалось отстоять норму, согласно которой за одно нарушение закона не может быть больше одной меры ответственности. Иначе закон позволял бы и оштрафовать нарушителя, и лишить его лицензии.

Читайте также: Под контролем: Теперь операции с криптовалютами будет проверять финмониторинг

Комментарии - 4

+
+45
oleksandr2020
oleksandr2020
9 февраля 2020, 11:13
#
Маразм крепчал… «Злочинним шляхом» получают деньги только те, кто в верховной Раде штаны протирает. Все логично и понятно. Ну вот объясните мне, как эти идиоты могут доказать, что мне пришли баксы через платежную систему и это преступные деньги? Ну что за дебилизм очередной? У меня мобильный телефон минимум несколько раз воровали, и ни один ментяра нифига не нашел, зато теперь они знают как преступные деньги отыскать Это уже совсем клиника…
+
0
Pens
Pens
9 февраля 2020, 15:10
#
Такие законы создаются для борьбы с неугодными, а не чтобы что-то кому-то доказывать. «Правильные» путчисты под него никогда не попадут, это как Беня, все под уголовными делами ходит, но почему-то присесть не собирается, а даже имеет наглость требовать свой банк назад.
+
0
Консультант портала "Минфин"
Консультант портала "Минфин"
11 февраля 2020, 12:03
#
Про планування сімейного бюджету:

https://www.youtube.com/watch?v=wV1MDfkYzUU

Підписуйтесь на youtube-канал Finance.ua та залишайте свої коментарі під відео.
+
0
Консультант портала "Минфин"
Консультант портала "Минфин"
13 февраля 2020, 16:31
#
@>>> Где отпраздновать День влюбленных 2020:

https://www.youtube.com/watch?v=2yGwavxZRiI

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама