Минфин - Курсы валют Украины

Установить
19 октября 2018, 7:55 Читати українською

Камеры на дорогах: реальные штрафы, страшилка для водителей или схема для полиции

Украинским водителям придется расплачиваться за страсть к быстрой езде. С 16 октября полиция перешла от слов к делу и начала штрафовать за превышение скорости.

Украинским водителям придется расплачиваться за страсть к быстрой езде.
Фото: ЭП

С 8 октября на украинских дорогах появились камеры фиксации нарушений правил дорожного движения TruCam. Они, наконец-то, прошли длительную процедуру сертификации и теперь считаются вполне законным орудием в руках правоохранителей. Поначалу камеры работали в тестовом режиме — нарушения фиксировали, но штрафы не выписывали.

Теперь же «льготный период» истек. И первые результаты штрафной кампании уже есть. Как сообщили в пресс-службе Нацполиции, за 16 октября выписано более 230 протоколов за превышение скорости.

Впрочем, с TruCam не все так однозначно. Эксперты, с которыми пообщался «Минфин», говорят, что, с одной стороны, штрафы можно будет оспорить в суде. А с другой — появляются риски построения на дорогах новой схемы, которая позволит полицейским зарабатывать на водителях.

«Минфин» разбирался в тонкостях фиксации нарушений по-новому.

Психологический эффект плюс штрафы

Пока не до конца ясно, чего в установке пресловутых TruCam больше — саморекламы Нацполиции или реальной пользы в деле наведения порядка на дорогах.

Изначально планировалось, что по всей Украине установят порядка 2 тысяч камер автоматической видеофиксации. Но по итогу их пока только 25. Размещены камеры, в основном, на трассах и на оживленных перекрестках в Киеве и крупных городах страны.

ЗАКАЗАТЬ КРЕДИТНУЮ КАРТУ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ

«Большинство приборов установлено на трассах, так как именно там самая большая скорость, а ДТП редко заканчиваются одними царапинами. Поэтому наша главная задача — не привлечь к ответственности, а предупредить возможное нарушение и снизить количество потерпевших в местах, где ДПТ происходят чаще всего», — написал на своей странице в Facebook глава пресс-службы Нацполиции Алексей Белошицкий.

Впрочем, полиция будет не только «упреждать нарушения», но и жестко за них наказывать. По данным Белошицкого, только за один день работы камер был выписан 231 административный штраф за нарушение скоростного режима. Штраф за превышение допустимой скорости более чем на 20 км/час составляет 255 грн, на 50 км/час — 510 грн. Протоколы могут быть как вручены водителю лично, так и высланы ему по почте (так называемые «письма счастья»).

Аналитик компании «Европатруль» (исследует транспортные рынки) Вячеслав Коновалов говорит, что на самом деле статистика первого «штрафного дня» не впечатляет. «Это меньше, чем по 10 протоколов на одну камеру. В разы меньше, чем в свое время составляла ГАИ», — говорит он.

Да и самих камер в таком мизерном количестве явно не хватит для наведения порядка на дорогах.

«МВД пока не смогло договориться с местными властями о более широком покрытии. Так что пока это чисто психологическое давление на водителей», — считает Коновалов.

Правда, помимо автоматических видеокамер, полицию снабдили еще и ручными. В них как раз недостатка нет. И главное — теперь полноценно заработает закон о парковках. Он вступил в силу еще в прошлом месяце, но из-за отсутствия оборудования для фиксации нарушений был фактически заблокированным. Полиция опасалась проводить массовые эвакуации неправильно припаркованных авто, так как владельцы машин могли с легкостью оспорить эти действия в суде. А убедительных аргументов у правоохранителей не было — съемки на мобильные телефоны или планшеты, а также несертифицированные камеры суд во внимание не принимает. «С начала действия закона в Киеве было эвакуировано 23 авто, но все владельцы оспорили эвакуацию в суде и выиграли. Теперь «Киевпарксервис» должен еще и уплатить судебный сбор», — рассказал «Минфину» глава общественной организации «Развитие инфраструктуры» Станислав Гвоздиков.

ЗАКАЗАТЬ «Global Auto Card» 

Так что сейчас водителям стоит опасаться как автоматических камер, так и стационарной съемки. Все полученные таким образом снимки могут использоваться для наложения штрафов и эвакуации авто.

Протоколы пачками и безнаказанность для евроблях

Хотя фиксацию нарушений на камеры официально узаконили, к ней остается немало вопросов, — говорит старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

«Во-первых, непонятно как будет работать эта система. Камеры снимают в автоматическом режиме. Но будут ли точно также автоматически формироваться и рассылаться протоколы о превышении скорости? Или же данные станут «сортировать» в ручном режиме? Эти нюансы нигде не прописаны, а значит — остается возможность влияния на процесс пресловутого человеческого фактора. В итоге наши нарушители-мажоры смогут и дальше лихачить — видео с их участием потом просто затрут или «не заметят», — допускает юрист.

По словам Станислава Гвоздикова, возможны также погрешности измерений при ливне, снегопаде, грозе, сильном нагреве асфальта (если температура воздуха +35–45 градусов) или морозах в 10-20 градусов, тумане и прочем. «На луч лазера влияет банальный дым от костра или пожара, смог на автотрассе из-за дымящих грузовиков», — отмечает эксперт.

Во-вторых, может стать проблемой рассылка протоколов о нарушениях или «писем счастья». В Украине еще в 2010 году предпринималась попытка ввести автоматическую видеофиксацию, но затем от нее отказались, решив, что камеры имеют много погрешностей и вначале их нужно сертифицировать. Тогда Конституционный суд постановил, что ответственность за нарушение правил дорожного движения может нести только человек, который в данный момент управляет автомобилем. Но организовать рассылку протоколов можно лишь владельцам авто, поскольку камера фиксирует номерной знак машины, по которому в базе данных Нацполиции ищут собственника. Получается, что могут без вины пострадать те, кто в свое время продал автомобиль по доверенности или же ввез на свои документы иномарку (в том числе, на еврономерах). Если они не перерегистрируют машину на реального владельца, протоколы им будут приходить пачками.

«Понятно, что штраф можно оспорить в суде, доказав, что в момент нарушения за рулем были не вы, а другой человек. Но вряд ли обжалования будут массовыми — человеку проще заплатить 200 грн, чем тратить время на суды и подтверждать свое алиби», — говорит Кравец.

А вот водители, на которых авто официально не оформлено, и дальше смогут оставаться безнаказанными и лихачить. Речь идет о тех же евробляхах, а также автомобилях на донецкой, луганской и крымской регистрации. Полиция может попытаться рассылать штрафы владельцам таких авто, но будут ли их оплачивать — большой вопрос. Кроме того, как говорит Гвоздиков, нестандартные номера (специальные, евробляхи и прочие) TruCam попросту не читает. Всего в «серой зоне» может оказаться до 6 млн авто.

Есть вопросы и к ручным камерам. «Опять-таки, как будет систематизироваться и храниться эта информация, будет ли возможна «сортировка» в ручном режиме? Из опыта прежней попытки внедрения камер: многие тогдашние гаишники покупали вторую камеру за свои деньги и зарабатывали ею на жизнь, снимая нарушения и удаляя их за определенную плату. Где гарантии, что такого не будет в этот раз?», — говорит Кравец.

Акт/сертификат должен быть на каждый TruCam и номер в акте должен соответствовать номеру на приборе, а прибор при этом должен быть опломбирован. «Как водитель, может проверить зафиксировано его нарушение на поверенный TruCam или нет, если предполагается, что будут выписывать протокол без остановки транспортного средства и отправлять по адресу регистрации? Похоже, «снимать» смогут на что угодно и как угодно подкрученное, а потом утверждать, что снимали на поверенный прибор», — допускает Станислав Гвоздиков.

Он считает, что водители смогут оспорить результаты съемок на все камеры TruCam, так как все же остаются вопросы к их сертификации. Некоторые эксперты утверждают, что камеры с погрешностями, в них есть так называемый «эффект косинуса», который показывает превышение скорости даже если его нет, в зависимости от того, как был запрограммирован. Хотя по другим данным, модели TruCam, в которых присутствует этот недостаток, в Украину не завозились и нашей Нацполицией не используются.

Впрочем, эксперты все равно не уверены, что тотальная видеосъемка на дорогах сможет изменить печальную статистику ДПТ в Украине. А, собственно, для этого она и затевалась. Нужна массовая профилактическая работа, больше социальной рекламы и разъяснений — к примеру, обязательные курсы для водителей, которые попадутся на превышении скорости, а также ревизия дорожных знаков и разметки. Ведь иногда автомобилисты нарушают просто потому, что по-другому преодолеть тот или иной участок дороги просто нереально — нанесена неправильная разметка или выбран неудачный скоростной режим.

Константин Сопрыкин

Комментарии - 26

+
+76
96623739
96623739
19 октября 2018, 8:57
#
Но самое главное здесь не снизить аварийность на дорогах — ДОРОГИ НУЖНО ПОСТРОИТЬ ИЛИ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ!!! главное то, что за счёт штрафов хотят пополнить бюджет на 10-20 МЛРД!!! ежегодно, и естественно не только бюджет государства, а и тех господ которые будут выявлять нарушителей.
+
+285
Tom Light
Tom Light
19 октября 2018, 10:08
#
В Киеве хорошие дороги. Но наглость водителей зашкаливает. Летят на красный, через пешеходные зоны, ездят по тротуарам, ездят по зеленым зонам. Это полнейший беспредел!
+
+65
m0ps
m0ps
19 октября 2018, 10:39
#
Далеко не все дороги в Киеве хорошие ;)
+
+66
AleksandrBank
AleksandrBank
19 октября 2018, 10:59
#
«В Киеве хорошие дороги» — киевлянам не говорите об этом, не поверят.
Тот же центр Подол больше напоминает езду по «холмикам», будете ехать выше 50 км, есть шанс хорошо «черкнуться» даже не на низкой машине
+
+72
Dmytro Z
Dmytro Z
19 октября 2018, 11:02
#
Все познается в сравнении. в Черкасской области возле Золотоноши на дороге Киев — Днепр H-08 легко можно потерять колесо. холмики на Подоле это таки ровная дорога)
+
+115
neverice
neverice
19 октября 2018, 14:10
#
Качество дорог и превышение скорости связаны обратно пропорцианально. Раз превышают, значит качество дороги позволяет. Сложно превысить разрешенную скорость больше чем на 20 км. на плохой дороге. И сомневаюсь я, что в таких местах будут стоять регистраторы.
+
0
h p
h p
22 октября 2018, 14:54
#
Хорошие дороги как раз и провоцируют превышение скорости (в наших диких условиях).
Разбитая дорога — естественным образом включает в себя «лежачих полицейских».
+
+15
Бухгалтер СПД
Бухгалтер СПД
8 января 2019, 15:30
#
С каждого литра ДТ и бензина около 4 грн уходит в бюджет. Так называемая «налоговая нагрузка». Мать вашу, почему тогда такие ямы и выбоины на дорогах??? Может хватит пилить бюждет? Может нужно укладывать асфальт нормального качества, а не который через года 2-3 нужно обновлять??? Надоело, что весной снег сходит с асфальтом! Получаешь зарплату — плати налоги, что-то покупаешь — снова плати, коммуналку оплачиваешь — плати, образовние нужно — плати, в больницу попал -плати! А зажрались ли господа у корыта???
+
+29
AleksandrBank
AleksandrBank
19 октября 2018, 9:17
#
Правильно подметили, часть ушлых в виде Евробляхеров опять будут плевать на законы.
Когда устанавливали, что не знали что с этим столкнемся? Нужно было другие нормы вводить, как-то реестрировать тех кто по доверрености управляет этими бляхами и т.д.
+
+70
laa1999
laa1999
19 октября 2018, 11:20
#
Ну и что это меняет, если авто можно и так передать -без доверенности? Проблема в КС или конституции, отвечать должен за авто — официальный собственник, как в США. А то, что ты передал, а он нарушил -это уже отношения собственника и передавшего… А с еврономерами -нужно запретить перемещаться с иностранными номерами не собственников.
+
0
TheGOD
TheGOD
19 октября 2018, 15:51
#
Плохой вариант «запретить перемещаться с иностранными номерами не собственников»
банальный пример — автобусы, авто компании. там владелец юр.лицо

за авто должен отвечать владелец и точка. по бляхарям все просто — если на машине висит штраф больше Н месяцев (и/или больше Н штрафов), остановить и обьяснить, что через Н дней остановят еще раз и просто отправят машину на штрафплощадку. и пусть кто хочет тот и платит. все, проблема решена. точно так же действуем по всем остальным — висят штрафы? машина тут постоит, а вы решайте там сами, кто за рулем когда был
+
+15
AkageMik
AkageMik
19 октября 2018, 21:10
#
Юр лицо ж не встречно-поперечному даёт авто поправлять или автобусом?
Маршрутный лист, что там ещё есть из документов на авто для юриков? Это вообще не причина, пусть юрики разбираются, кто и куда на служебном метался. Доверенность от юрлица есть в конце-концов ;)

По поводу номеров донецких и прочих — великолепно посты ГАИ раньше задерживали авто должников по решению суда или аресту гос исполнителя — абсолютно не проблема, в принципе. Решение суда — исполнитель — арест — штрафстоянка.

Бляхеры — аналогично предыдущему. Вроде там у полиции базы какие-то есть, интернет и прочее.

На самом деле, господа, нет ничего невозможного. Как говориться: желание — 1000 возможностей, нежелание — 1000 причин.

Другое дело, что всем хочется пирог штрафов разрезать правильно, свой кусочек сделать побольше, оттого и 1000 причин. Равно как и бляхи завозить в нашу новую евроавтосвалку
+
+138
Dmytro Z
Dmytro Z
19 октября 2018, 9:35
#
С еврономерами печальная ситуация даже тут…
для нормальных людей, налогоплательшиков все меньше причин оставаться в Украине.
+
+15
neverice
neverice
19 октября 2018, 14:07
#
Проблема еврономеров просто должна решаться отдельно, не нужно подстраивать все сферы законодательства под факт массового нарушения другого закона.
+
+133
Tom Light
Tom Light
19 октября 2018, 10:06
#
Автор статьи не вникал в подробности! Камеры имеют цифровое шифрование. Поэтому оттуда НИЧЕГО невозможно удалить, обрезать, подрезать и тд.
Ну а с евробляхами нужно решать вопрос жестко. Это плевок в адрес всех налогоплательщиков!
+
+15
Dmytro Z
Dmytro Z
19 октября 2018, 10:53
#
Вопрос с еврономерами решают вопрос люди которые не чем не лучше этих самих пользователей машин на еврономерах. Сансара…
+
+1
laa1999
laa1999
19 октября 2018, 14:18
#
Ну, кто выбирал…
+
0
Кандидат в президенти лісу
Кандидат в президенти лісу
19 октября 2018, 16:50
#
Може цифровий підпис?
Але ні підпис, ні шифрування ніяк не можуть зажистити локальні дані, що не синхронізовані з зовнішніми серверами
+
+16
timir
timir
20 октября 2018, 23:10
#
Том, я вам объясню кое-что, без обид.Я покупал свое авто в салоне, за 30-ку.И у меня нет НЕНАВИСТИ к евробляхерам.Кто-то может поатить, а кто-то нет.Мы все разные.Если нет денег, но есть возможность, и нужен автомобиль, почему нет? Причем здесь налоги?
Нас всех и так «обули» за 27 лет лет с курса 1.75 до 28 за доллар.Есть выражение:«Разделяй и властвуй»
Нас сталкивают лбами, а вы этого понять не хотите.
Толерантнее надо быть.Вашу ненависть, да в кабмин и верховную раду.
+
+44
Peter Sauber
Peter Sauber
19 октября 2018, 10:38
#
Откуда евроблях, крымских и атошных машин 6 лямов? У нас всего в Украине 10 миллионов автомобилей.
И, конечно, адвокаты будут красиво свистеть, что все это незаконно, не сертифицировано и тд, так как им главное — получить деньги клиента, а то, что 95% водителей cрать хотели на правила и как итог — у нас самая высокая смертность на дороге в Европе — им всё равно.
Вон, в Индии никаких камер на дорогах нет, правил тоже нет, все ездят, как хотят — отлично же, пусть и у нас так будет!
+
0
ballistic
ballistic
19 октября 2018, 14:35
#
«Аналітик компанії «Європатруль» Коновалов каже, що насправді статистика першого «штрафного дня» не вражає. «Це менше, ніж по 10 протоколів на одну камеру… У рази менше, ніж свого часу складала ДАІ»
— таке враження, що цьому анал ітику потрібні лише враження, а не реальне вирішення проблем.
+
+48
Maleficarum
Maleficarum
19 октября 2018, 15:34
#
Фигня всё. Выкачка очередная денег Это главная цель. Про евробляхи смешно написали… Типа « Протоколы пачками и безнаказанность для евроблях» А вот Зайцева не на евробляхе ездила Протоколов тоже «пачками» выписали После этих протоколов угрохала шесть человек- и ничего Никакого наказания Всё спускается на тормозах… Так что основной посыл в статейке сей- глав мусор выдал в виде цитаты « Поэтому наша главная задача — не привлечь к ответственности»
+
0
MaxTirpiz
MaxTirpiz
19 октября 2018, 15:57
#
Действительно, смешно. На какой адрес отсылать квитанцию евробляхеру? На литовский или польский? Если грозит админка, проще машину выбросить и смотаться за новой.
+
+15
rredrred
rredrred
19 октября 2018, 16:28
#
Точно подметили, гланая их цель не безопасность на дорогах, а бабла срубить, статью 27-1 КУпАП про вообще для безопасности ввели, а не исполняется сразу бабло отжимают
+
0
Дмитрий Танцюра
Дмитрий Танцюра
19 октября 2018, 20:09
#
Как только банкиры или их хозяева, заблеснят МВД это их бизнес будет. А Луценко и сам отдать готов за недорого, но им совершенно не нужно за недорого, им еще МВФ приплатит за это, схема отработана, нищих духом пока маловато.
+
0
Якунин Игорь
Якунин Игорь
19 октября 2018, 20:59
#
Однако ТруКам таки не сертифицирован в Украине в настоящее время. Была «странная» сертификация в 2012 году, но в 2015 ее сняли. И сейчас в реестре сертифицированных устройств ТруКам нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться