«Моторное» направление, годами кормившее страховой рынок, стало для многих страховщиков обузой и обернулось крупными убытками на фоне оттока клиентов.

Как не переплачивать за КАСКО

Полисы КАСКО — слишком дорогое удовольствие по сегодняшним меркам. Большинство автовладельцев, пытаясь сэкономить, просто отказывается от покупки страховки. О том, как не переплачивать за полис, и какие подвохи таит в себе дешевое КАСКО, написали Контракты. «Минфин» отредактировал. 

Инфляция и девальвация гривны спровоцировали не только рост цен на авто, но и на запчасти к ним и на ремонтные работы. В итоге, полисы КАСКО сильно подорожали. Это ощутимо ударило по заработкам страховых компаний. Ведь выложив за автомобиль 400 тыс грн, новоиспеченный автовладелец далеко не всегда готов платить еще и за страховку.

Раньше продажи полисов подстегивало кредитование. Но в его отсутствие компании вынуждены работать «в полях» и заманивать клиентов, что называется, с улицы. Сделать это очень и очень сложно.

Страховщики стараются завоевывать клиента, прежде всего, ценой. Они предлагают индивидуальные условия, сегментируют свои продукты и ограничивают их возможности, подстраиваются под желания и финансовые возможности клиента. Благодаря этому цена полиса снижается.  

Обрезать ловко

Полис полного КАСКО и вправду выглядит дорогим. При среднем тарифе на уровне 5-6% и стоимости авто около 500 тыс грн, годовые затраты на страхование составят порядка 25-30 тыс грн. При этом страхователь получает покрытие рисков ДТП, угона, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц, а также ассистанс и бесплатную эвакуацию авто с места аварии. Но это нужно далеко не каждому, и не все готовы переплачивать за лишние опции.

В качестве альтернативы появляется все больше продуктов с урезанными возможностями. КАСКО для конкретного класса авто (например, для внедорожников); КАСКО за 50% цены (вторая половина платежа перечисляется только при наступлении страхового события); КАСКО до первого события (покрывается только один страховой инцидент); КАСКО на случай аварии (страхование только от риска ДТП); КАСКО от угона (покрытие рисков противоправного завладения автомобилем).

Такое жонглирование условиями, с одной стороны, ограничивает страхователя. Ведь он получает защиту лишь в определенных ситуациях, и совершенно незащищен от других неприятностей. С другой стороны, стоимость полиса снижается в 1,5-2 раза. А значит, вместо, скажем, 20 тыс грн годовой платеж составит 10-15 тыс грн.

Еще один способ облегчить финансовое бремя – оплатить страховку в рассрочку. Такая опция встречается все чаще. Страховые компании охотно идут на разбивку платежа, который вносит клиент. И стоимость полиса от этого не увеличивается.

Помимо этого, традиционным инструментом регулирования цены остаются франшизы. Например, при франшизе по повреждениям на уровне 5% и по угону на уровне 15% страховка может оказаться на 20% и даже 25% дешевле, чем при франшизах 0% и 5% соответственно. Хотя клиент должен осознавать, что при небольших повреждениях полис с высокими франшизами будет бесполезным.

И скорость, и качество

Второй после цены аргумент для страхователя – сервис. Требования к скорости урегулирования значительно возросли. Клиенту недостаточно просто получить от страховщика деньги. Он хочет выплату быстро и без лишней головной боли. Рынок это давно понял, поэтому средние сроки возмещения сокращаются. Среднее время выплаты по КАСКО уже достигает 7-9 дней по стандартным страховым случаям, которые не требуют длительных судебных разбирательств и экспертиз.

Также компании делают серьезный упор на качество урегулирования, стараясь максимально автоматизировать рутинные процедуры (фиксацию страхового события, сбор документов и различных справок), избавив пострадавшую сторону от необходимости в них вникать. 

Параллельно страховщики внедряют разнообразные онлайн-сервисы, с помощью которых можно через компьютер или смартфон отследить, на какой стадии находится урегулирование страхового случая, переслать сканы документов и т.д. Следующей задачей, по словам страховщиков, станет контроль добросовестности СТО, которые осуществляют ремонт застрахованных автомобилей. 

Инновации в помощь

Впрочем, у страховщиков хватает и других проблем. Ключевая – растущий объем выплат (см.таблицу), который спровоцирован удорожанием ремонта авто и стоимости запчастей, и ростом числа крупных страховых событий. Главным образом, угонов. По данным МВД, с 2014 года количество автомобильных краж ежегодно растет в среднем на 30%, а объем выплат страховых компаний по угонам подскочил в 5-10 раз.

В связи с этим страховщики вводят дополнительные ограничения. На ночное хранение автомобиля, на обязательное оборудование его сигнализацией, повышают франшизы. На рынке уже практически нет программ, в которых франшиза по угону составляет менее 5%. Некоторые модели авто и вовсе на страхование не принимаются, либо к ним применяется повышенный тариф.

ТОП-10 страховых компаний на рынке АвтоКАСКО*

Название компании

Премии, 9 месяцев 2015 года, млн грн

Премии, 9 месяцев 2016 года, млн грн

Динамика, %

Выплаты, 9 месяцев 2015 года, млн грн

Выплаты, 9 месяцев 2016 года, млн грн

Динамика, %

Уровень выплат за 9 месяцев 2016 года, %

AXA Страхование

499

605

21,24

243

292

20,16

48,31

УНИКА

305

347

13,77

147

166

12,93

47,74

УСГ

304

328

7,89

150

171

14,00

52,05

Арсенал Страхование

133

255

91,73

69

96

39,13

37,59

ИНГО Украина

178

200

12,36

117

120

2,56

60,19

PZU Украина

121

152

25,62

58

72

24,14

47,22

Универсальная

99

112

13,13

36

40

11,11

35,95

Провидна

71

76

7,04

38

48

26,32

63,68

СГ ТАС

56

74

32,14

35

40

14,29

54,37

Колоннейд Украина

68

66

-2,94

27

29

7,41

44,4

* данные InsuranceTOP

Опубликовано на minfin.com.ua 27 февраля 2017, 10:00 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться