Правительство подготовило законопроект № 11416 об изменениях в налоговое законодательство. Он, в частности, предлагает уменьшить «беспошлинные» лимиты на посылки из-за границы от физических лиц до 45 евро, а от юридических лиц (то есть интернет-магазинов) — такие лимиты отменить. К каким последствиям могут привести такие изменения и кто от них проиграет, в колонке для ЭП рассказал сооснователь и CEO Meest International Василий Журавель. «Минфин» публикует ключевые тезисы.
Правительство предлагает облагать налогами все посылки от зарубежных интернет-магазинов
Сколько посылок получают украинцы
Министерство финансов описывает «почтовые» положения нового законопроекта, как борьбу со злоупотреблениями. И приводит число в 51,5 млн необлагаемых посылок, импортированных в Украину в 2023 году, — мол, на каждого украинца, включая пенсионеров, приходится по два ввезенных пакета, что свидетельствует об использовании «лазеек». Соответственно, их нужно закрыть.
Но это нормальная ситуация для почтово-логистического рынка, особенно в условиях развития электронной коммерции. К примеру, в соседней Польше на каждого гражданина приходится 3,3 импортированных посылки в год, а в Германии — вообще 8,7. И речь о «лазейках» в этих странах не идет, потому что все понимают важность международной торговли.
В борьбе со злоупотреблениями новый законопроект рискует достичь совершенно противоположного результата: где создают больше ограничений, появляется больше людей, которые хотят их обойти.
Соответственно, полная отмена беспошлинных лимитов приведет к еще большему расцвету контрабанды и «серых» схем, к которым прибегают недобросовестные участники рынка.
Особенности регулировки
Некоторые деятели отмечают, что новая инициатива отвечает нормам Европейского союза. Отчасти это правда — в ЕС действительно нет беспошлинных лимитов, с каждой посылки уплачиваются налоги. Но есть большие «но».
Во-первых, с 2021 года в Европейском союзе официально заработала система The Import One Stop Shop (IOSS). Ее разрабатывали несколько лет, готовили все страны-члены к имплементированию и после тестового периода запустили полноценно. Она значительно упрощает декларирование и уплату НДС при импорте товаров в Европейский Союз.
Во-вторых, на рынке есть так называемые ИНКОТЕРМС — международные условия торговли. Среди них есть DDU (Delivered Duty Unpaid — доставка без оплаты пошлины) и DDP (Delivered Duty Paid — доставка с оплатой пошлины). Этими условиями регулируют, собственно, налогоплательщика — им может быть поставщик или покупатель.
В Европейском союзе действует условие DDP. Это значит, что налоги платит отправитель — производитель, международная онлайн-площадка — соответственно, жители ЕС освобождаются от дополнительных расходов на заказ из-за границы. В Украине же пока действует DDU — таким образом, пошлину платит только получатель, потому что другие механизмы не предусмотрены.
В целом украинский рынок готов к «европейской модели». Но он нуждается в соответствующих инструментах и понятных процессах.
А для этого нужно начать с адаптации национального законодательства — в частности, Таможенного кодекса и закона «Об электронной коммерции». И стоит помнить, что это не быстрый процесс — в ЕС на подобную трансформацию ушло около пяти лет.
Проблемы администрирования
Отсутствие законодательной базы приводит сразу к двум негативным последствиям.
Во-первых, администрирование налогов ложится на плечи почтово-логистических операторов. Это серьезный вызов для каждого бизнеса — количество посылок, которые нужно будет прорабатывать, вырастет в сотни раз.
Сейчас таких мощностей нет ни у одной украинской компании. Следовательно, бизнесам придется компенсировать затраты увеличением стоимости собственных услуг.
Во-вторых, одна из целей нового законопроекта — повысить поступления в бюджет. Но за счет увеличения налогов из заграничных отправлений достичь этого вряд ли получится.
По нашим оценкам, только их администрирование будет обходиться минимум 100 грн за одну посылку, что несоразмерно взимаемым налогам.
Статистика и опыт показывают, что рынок и государство выигрывают, когда развивается электронная коммерция. Например, если в прошлом году наш почтовый оператор «Росан» уплатил в бюджет 219 млн грн налогов, то в этом году этот показатель, по нашим прогнозам, увеличится до 275 млн грн.
Чтобы наполнять бюджет на средства электронной коммерции, ее нужно поощрять, а не наоборот.
Потребности для фронта
Полномасштабное российское вторжение сильно навредило украинской экономике и благосостоянию обычного украинца. Покупательная способность вместе с другими метриками ухудшается третий год подряд. Зарубежные магазины и онлайн-площадки стали для граждан едва ли не главной возможностью покупать качественные вещи и товары по адекватным ценам.
Из-за нового законодательства может исчезнуть целый сегмент онлайн-покупателей. По нашим оценкам, это приведет к уменьшению объемов рынка — собственно, количества посылок — минимум на 30%, что отрицательно скажется как на рынке, так и на экономике в целом.
Кроме того, во время великой войны украинцы стали гораздо чаще покупать военные и близкие к военным товары именно за границей. По нашим данным, каждая 20 посылка предназначена для фронта: это тактическая одежда, амуниция, запчасти для дронов, электронных приборов
Читайте также: Правительство готовит повышение налогов: самое неблагоприятное предложение для экономики
При условии принятия законопроекта нашим защитникам и волонтерам придется либо значительно переплачивать за эти товары, либо совсем от них отказываться.
Комментарии - 15
На вживані авто з-за кордону та всередині країни — жодних податків
Податок на першу реєстрацію в Україні.
Саме на вживані авто з закордону
Відповідно зараз з будь-якої посилки сплачуєш ПДВ.
І, умовно, за ці гроші можна фінансувати будівництво нових автобанів чи дотацій\грантів на створення нових виробництв
Олександр Гладун, заступник директора Інституту демографії та проблем якості життя НАН України, зазначив, що на підконтрольній Україні території зараз перебуває приблизно 34−35 млн українців27 июн. 2024 г.