Минфин - Курсы валют Украины

Установить
22 декабря 2021, 14:44 Читати українською

Инфляция и дорогая логистика: как с этим справляются украинские компании

Мирового кризиса, вызванного масштабным ростом издержек бизнеса и разрушением логистических цепочек, похоже, не будет. Но все это негативно сказывается на компаниях по всему миру, и Украина — не исключение. О влиянии инфляции на украинский бизнес и рисках следующего года в фейсбуке рассказал президент UBC Group Игорь Гуменный.

Что подорожало

В октябре, на пике роста цен на сырье и компоненты, были риски, что существующие бизнес модели не справятся с таким скачком цен. Нам, в В2В, казалось, что вот-вот начнется неконтролируемая реакция сокращения, сворачивания производства с неизбежной волной банкротств, что рынки могут остановиться.

Но, вероятно, в США и Европе будет просто рекордная за последние 40−50 лет инфляция. Рекордная для них, мы-то в 90-х видели и четырёхзначную инфляцию.

В декабре производственная инфляция приостановила рост, остается на уровне октября-ноября.

Цены (год к году) на основные компоненты производимой нами продукции выросли на 50−100%. Оцинкованный метал — на 80−100%, нержавеющая листовая сталь — на 55%, стекло — на 100%, соответственно стеклопакет — на 110−115%, компонент Isocyanat — на 80%, разный алюминиевый профиль — на 30−55%, электродвигатели — на 50−60%, медная трубка — на 50%.

Продолжают дорожать цветные металлы, стекло, дерево. В нашем случае медь и изделия, где используется медь, — различные электронные компоненты. Так, с нового года уже объявили об ещё одном этапе подорожания на 5−10% производители компрессоров.

Из-за перебоев с логистикой мы вынуждены увеличить на 100% остатки комплектующих на складах. Соответственно, на эти затраты нам нужно больше рабочего капитала, больше ресурсов.

Мы вынуждены были поднять наши отпускные цены на 30−50% на разные виды продукции нашего производства. В декабре произошла стабилизация цен, но с возможной тенденцией роста.

Читайте также: Экономика остывает, инфляция растет: что делать инвестору

Транспортные расходы

Продолжает лихорадить логистика. Цены доставки контейнеров из Китая, хотя и снизились на 10−15%, по сравнению с октябрьским пиком $15 тыс., но это почти ничего, по сравнению с ростом год к году от $3−3,5 тыс. за доставку 40-футового контейнера в порт Одесса.

Для логистических операторов наступили лучшие времена в истории. По оценкам Economist, прибыль логистических компаний может достичь $200 млрд в 2021 году и $150 млрд в 2022 году, что является невообразимым золотым дном, по сравнению с совокупной суммой около $110 млрд за предыдущие 20 лет.

К огромным расходам на логистику добавляются ещё и длительные задержки. В США порты, не привыкшие к таким объемам трафика, сталкиваются с длинными очередями судов, ожидающих разгрузки неделями. Не хватает грузчиков, водителей грузовиков и складских помещений, из-за этого до 15% мирового контейнерного флота в настоящее время стоит на якоре за пределами мировых портов.

Реальная очередь в американских портах может составлять более 100 кораблей до ста миль.

Несколько дней назад китайский порт Нинбо — четвёртый контейнерный порт в мире, объявил, что с 1 января 2022 года он увеличит сборы за перевалку импортных и экспортных контейнеров на 10%. Вслед за Нинбо цены могут повысить и другие китайские порты. Высокая вероятность, что и в первой половине 2022 года логистика в мировой торговле останется дорогой.

Читайте также: Андрей Бодян: В ближайшие 5 лет Украина точно не откажется от наличных

При всех этих проблемах нам удалось не ухудшить коэффициент оборачиваемости основных групп комплектующих.

Драйвером роста производственной инфляции является подорожание электроэнергии на 30% и газа на 400−450%. Это уже наложилось на все издержки.

Риски начала года

Дополнительные риски для нас в этом году в основном могут быть из Китая.

Китайский Новый год. В этом году — 1 февраля, выходные с 31 января по 6 февраля. Все останавливается, как правило, на три недели.

Зимние Олимпийские Игры в Пекине — 4−20 февраля. Будут остановлены экологически вредные производства. Возможны перебои с металлом, тканями, полистиролами.

Читайте также: Консенсус-прогноз — 2022: что будет с курсом, инфляцией и экономикой

COVID. Китайская политика «нулевой толерантности». Закрываются целые города, порты при обнаружении нескольких десятков заражений. Ограничены международные поездки. Приезжие должны выдерживать карантин не менее 14 дней в назначенном отеле. Вообще количество жителей материка, пересекающих границу, сократилось на 99%.

Комментарии - 6

+
+15
bonv
bonv
22 декабря 2021, 14:55
#
Не буде то і не буде:))
+
+55
irakez
irakez
22 декабря 2021, 19:32
#
Как с этим справляются украинские компании:

«Мы вынуждены были поднять наши отпускные цены на 30−50% на разные виды продукции нашего производства.»

Я ожидала прочитать какую-то слезливую пургу про тяжелую жизнь украинских компаний, и как они героически с ней борются и берут часть издержек на себя во имя любимых клиентов (спойлер — нет). А тут ход конем — взяли и сказали правду за весь украинский бизнес) Но тогда смысла в остальной статье особо нет, можно было одну эту фразу и написать. Хотя и ее можно было и не писать, т.к. это просто констатация очевидного.
+
0
Sergey Lavidenko
Sergey Lavidenko
22 декабря 2021, 19:41
#
В точку.жжешь приятель.
+
0
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
23 декабря 2021, 11:24
#
Это же не социализм.
Какому бизнесмену будет интересно работать просто так? В минус себе или даже в ноль, к примеру.
Вы бы на работу ходили, если бы Вам вообще не платили? Или еще хуже Вам пришлось бы доплачивать.
Ответы очевидны (мне по крайней мере).
Странная логика тогда у Вас.
+
0
Алексей Яснолобов​
Алексей Яснолобов​
22 декабря 2021, 23:28
#
В статье одни парадоксы:
1. Если в одном порту очередь, которой раньше не было, то значит в другом пустота, значит рвется логистическая цепочка. Что здесь хорошего для логистики?
2. Если поставщики и производители начинают работать на склад, увеличивая его на 100 процентов, то это падение спроса на логистику, а не рост ее доходности.
3. Автор акцентирует внимание на портовых сборах, но в только краем цепляет рост цен на газ на 400 процентов и расширение складов (для отопления которых нужен газ).
Аналитика дремучая какая-то получается
+
0
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
23 декабря 2021, 11:22
#
Я бы смело утверждал, что аналитика дремучая у Вас получилась.

1. В одном порту очередь, то можно считать, что условно в другом порту пусто. Но потом все повторяется в других портах. Потому что произошел перекос и никто пока не может его привести в привычную всем динамику. Ничего хорошего в этом нет. Где автор утверждает что это хорошо? Цены взлетели космос. Контейнер доставка из Китая (это только доставка) взлетела цена в 5 раз! Так еще проблема найти судно и отправить груз. Сроки логистики также выросли. По сути остановить это может лишь кратковременное снижение спроса, но на это никто не пойдет, т.к. существующая парадигма: «хорошо только рост!».

2. Если поставщики/производители видят, что раньше им хватало 3 мес. запаса сырья для бесперебойного производства, а сейчас логистика не только стала дороже, но и дольше, то логично, что все хотят затариться. И это стимулирует спрос в секторах В2В, а это в свою очередь давит на логистику, а та трещит по швам ибо работает свыше своих заложенных мощностей. Если у Вас раньше было 100 (условно) контейнеровоз во всем мире и они обеспечивали рынок полностью, то если у Вас происходит резкий скачок спроса, то быстро новых контейнеровоз Вы не построите. Соответственно используете те, что есть, а на них растет спрос.

3. Отопление складов — вообще не понял к чему это Вы. Для справки юрлицам предлагаю на январь покупать газ по 46 тыс грн, а автор лишь пытался подчеркнуть текущий тренд — всё дорожает!
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться