8 июля 2021, 7:40 Читати українською

Когда украинцы массово пересядут на дешевые китайские электрокары

Продажи электромобилей в Украине притормозили: в мае продано почти на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. «Минфин» разбирался, действительно ли украинцы разочаровываются в электрокарах или бум на этом рынке просто откладывается до лучших времен.

Почему раньше рынок электрокаров рос на 200%

Еще пару лет назад рынок электрокаров демонстрировал рекорды продаж. Правда, в цифрах объемы были небольшие, но впечатляла динамика, которая в отдельные периоды достигала 150−200% роста.

В итоге электрический автопарк в нашей стране «разогнали» до порядка 30 тысяч штук. Это немного — около 1% всего авторынка. Для сравнения: только за один месяц, в мае этого года, в Украину ввезли больше 30 тысяч традиционных авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

Так что электрокары на нашем рынке по-прежнему пока еще экзотика. Но до недавнего времени их популярность стремительно росла.

Популяризации «электричек», как их называют сами водители, способствовало несколько факторов.

Во-первых, в Украине сняли налоги на импортные электрокары (НДС, акциз, ввозную пошлину). Это позволило нивелировать дороговизну электромобилей, которые обычно выше по стоимости, чем авто с двигателями внутреннего сгорания.

Во-вторых, заметно увеличилось предложение б/у автомобилей с электрическими батареями: их активно везли из Европы и США.

В-третьих, многие украинцы, которые живут в частных домах, смогли установить собственные зарядные станции для электрокаров и заряжать их действительно дешево — полная батарея обходилась всего в несколько гривен (точный ценник зависит от мощности батареи).

Также за счет невысоких тарифов на электроэнергию сравнительно недорого стоила и зарядка на АЗС. Плюс автосалоны начали завозить новые модели современных электрокаров, подхватив наиболее платежеспособную часть водительского сообщества.

Правда, по данным «Укравтопрома», доля новых авто в структуре продаж электрокаров не превышает 11%.

ДВС по-прежнему «рулят»

Но теперь рынок вдруг «завис». В мае этого года продажи электрокаров, по данным «Укравтопрома», упали на 34% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) — продано всего 622 электрокара. А если брать только легковые, то там падение еще больше — на 36%. Всего в мае было зарегистрировано 590 легковых электромобилей, остальные — коммерческие.

Читайте также: Три сценария запрета авто с ДВС в Украине: распродажа, коллапс, автокладбище

Хотя по итогам 5 месяцев рынок все еще в плюсе — объемы выросли, по сравнению с предыдущим периодом 2020 года, на 12%, до 3 тысяч штук.

В Европе наблюдается похожая тенденция. Там продажи электокаров в 2020 году выросли на 5%. Но все же есть отличие — у нас рынок авто с ДВС растет куда динамичнее, чем сегмент электрокаров, в ЕС же, наоборот, продажи традиционных авто упали по итогам прошлого года на 18%. То есть увеличиваются исключительно продажи «электричек».

Как отмечают в «Укравтопроме», наиболее ходовой моделью на нашем рынке остается Nissan Leaf (186 штук). Не так давно в Украине стартовали продажи новых машин этой марки в официальных салонах Nissan. До этого на рынке были представлены только б/у модели.

На втором месте по популярности — Tesla Model 3 (66 штук), на третьем — Audi E-Tron (33 штуки).

В топ -5 попали также Tesla Model S (32 штуки) и Chevrolet Bolt (29 штук).

Почему украинцы разлюбили электрокары

Есть несколько причин спада на рынке электрокаров.

Одна из них — банальный дефицит предложения. Как рассказали нам «гонщики», которые занимаются доставкой авто (в том числе, электромобилей) из Европы и США, сейчас наблюдается дефицит машин.

Рынки лихорадит из-за сбоев в поставках новых авто — производители то и дело срывают сроки и не могут внятно пояснить, когда войдут в запланированный график. Сроки срываются из-за последствий пандемии, которая существенно ослабила стандартные цепочки автомобильного производства и логистики.

На фоне дефицита новых авто повысился спрос на б/у машины, в том числе, электрокары. Поэтому их выбор заметно сузился, а цены подросли, минимум, на 5−7%, а по наиболее ходовым моделям — до 10−15% и даже больше.

Из-за этого многие украинские поставщики перенесли сроки ввоза в нашу страну партий подержанных авто. Они ждут, пока ситуация на внешних рынках стабилизируется, а цены вернутся к исходным значениям. Поэтому покупать банально нечего.

Читайте также: Как меняется рынок б/у авто из США и выгодно ли их покупать

Но есть и другие, более серьезные «звоночки».

"Многие водители разочаровались в электрокарах. Главной проблемой оказалась слабая инфраструктура. Государство никак не стимулирует ее развитие, а частный бизнес инвестирует в зарядки очень осторожно. Поэтому их уже банально не хватает — выстраиваются очереди, особенно по вечерам в оживленных районах.

Мощных зарядок, на которые рассчитаны современные премиальные модели, вообще дефицит. А на обычных те же BMW или Tesla могут заряжаться по несколько десятков часов. Понятно, что это мало кому понравится", — говорит руководитель компании Autoconsulting Олег Омельницкий.

По его словам, некоторые модели электрокаров из-за проблем с зарядкой у нас попросту не пошли. «Скажем, мы брали на тест Renault Zoe. Заряд батареи там рассчитан на пробег в 200 километров, а заряжать ее пришлось 30 часов. Получается, один день ездишь, а на следующий — уже без авто», — рассказывает Омельницкий.

Многие украинцы, которые живут в частных домах, устанавливают зарядные станции прямо у себя во дворе. Но тут тоже есть нюансы.

Современные электрокары требуют станций мощностью в 21 кВт на три фазы. В этом случае реально зарядить батарею полностью за 8 часов (то есть за ночь). Но далеко не во всех поселках и коттеджных городках можно получить эти «лишние» киловатты, даже за деньги.

Заряжать же электрокары от обычной розетки в 220 вольт тоже можно, но намного дольше (при этом все равно должно быть обеспечено не менее 7 киловатт).

Скажем, авто с батареей на 90 киловатт от обычной розетки заряжается до 50 часов — то есть больше двух суток. Поэтому водители, у которых есть деньги на дорогие электрокары последних моделей, трижды подумают, стоит ли их покупать.

Еще одна проблема, которая заставляет задуматься над целесообразностью приобретения электрокаров — дорожающая зарядка.

Даже в частном секторе уже отменили льготный тариф на первые 100 киловатт (по 90 копеек за киловатт). Пока для населения действует тариф в 1,68 гривен за киловатт, но в ближайшее время его пересмотрят.

На днях Кабмин перенес решение этого вопроса на август. Но, как говорит аналитик Института стратегических исследований Юрий Корольчук, обсуждается несколько вариантов повышения тарифов для населения — киловатт может подорожать до 2,3−3,5 гривен и даже больше.

Омельницкий уточняет: пока сохраняется трехзонный ночной тариф, зарядка электоромобиля дома все же будет выгодной.

Чего не скажешь о «быстрых» зарядках на специализированных АЗС.

«Уже сейчас такая зарядка по цене практически сравнялась с эксплуатацией авто на газу. А если электроэнергия будет дорожать, то вскоре электокары могут оказаться даже дороже, чем модели на газу. При том, что электромобили изначально больше стоят, а государственных дотаций, которые толкают продажи электрокаров в Европе (на уровне 1,5−5 тысяч), у нас нет», — пояснил эксперт.

Читайте также: Новая налоговая реформа: почему подорожают новостройки и авто

Еще одна проблема — сервис. Как раз подходят сроки износа батарей б/у электокаров, ввезенных в Украину на первой волне бума несколько лет назад. Батарея — это не менее 60% стоимости авто. А поскольку в Украине слабо развит сервис проката батарей, владельцам приходится решать дилемму — снова покупать б/у батарею, которая непонятно сколько прослужит, или отправлять авто на свалку.

«Как их утилизировать — вообще непонятно. Но в ближайшие годы Украина станет свалкой для подержанных электрокаров первой волны импорта, которые уже завозили к нам не в лучшем состоянии», — говорит Омельницкий.

Подождем дешевых «китайцев»

В мире тенденция на «электрификацию» автопарка очевидна. Некоторые производители уже заявили, что с 2030 года полностью прекращают выпуск машин с ДВС — только электрокары.

В рамках этой стратегии Nissan начал поставку на наш рынок моделей Leaf, которые ранее в Украине официально не продавались. «Им нужно подготовить дилерскую сеть и клиентов к переходу на электрокары», — пояснил нам Омельницкий.

PR-менеджер Nissan Украина Владимир Иванов сказал, что появление на украинском рынке электромобилей связано с реализацией среднесрочного бизнес-плана компании Nissan NEXT. Он уверяет, что интерес покупателей к новинке есть. Хотя у нас и нет таких мер по стимуляции спроса на электромобили, которые действуют в Европе.

«У нас пока не ясна стратегия государства в отношении автомобильного рынка. Да, декларируют стимулирование покупок экологического транспорта, но по факту наблюдаем либерализацию условий для авто на еврономерах», — говорит Владимир Иванов.

«Важно понимать, что без поддержки со стороны государства, которая должна выражаться как в позитивных стимулах (налоговые льготы), так и в запретительных мерах (ограничениях на авто с ДВС), добиться масштабных покупок электрокаров невозможно. Они все еще ощутимо дороже, чем работающие на бензине. Да и разнообразие моделей оставляет желать лучшего», — отмечает Сергей Сароян, руководитель компании Perfomance Management.

Впрочем, не исключено, что вскоре выбор недорогих электрокаров расширится. Главные надежды сейчас — на Китай.

В Китае планируют достигнуть углеводородного нейтралитета к 2060 году и нарастить долю EV в продажах до 50% к 2035 году. Там присутствует огромное число местных производителей, продукция которых пользуется устойчивым спросом на внутреннем рынке.

«Причина проста: в Китае делают акцент на рядовых потребителей. Покупатели электрокаров стоимостью ниже 300 тысяч юаней (порядка 47 тысяч долларов) получают налоговые льготы. Причем, чем выше запас хода, тем больше размер вычета. Из-за этого производители, в том числе и международные, скажем, та же Tesla, пытаются уместиться в эти ценовые рамки, предоставляя продукцию по минимально возможной цене», — поясняет Сароян. Осталось дождаться, когда такие модели появятся в Украине.

«Для полноценного развития рынка EV в Украине требуется также приложить усилия и инвестировать крупные средства для создания необходимой инфраструктуры для эксплуатации электромобилей: заправки, сервисные центры и т. д.

Кроме того, важную роль в этом процессе играет средний класс, представители которого имеют возможность тратить на авто по 40 тысяч долларов. Так как этого всего пока нет, ожидать прорыва на рынке электрокаров в ближайшее время Украине вряд ли стоит", — подытожил Сароян.

Комментарии - 12

+
0
dsn
dsn
8 июля 2021, 7:54
#
-Покупайте лучше этот автомобиль. Здесь 4 цилиндра и 400 лошадиных сил.
-Та нет, я хочу зелёную.
+
+212
Кино Индустрия
Кино Индустрия
8 июля 2021, 9:06
#
Вы цены видели на электрокары? Космические! Это нужно лет 10 ездить, что бы отбить разницу с ДВС. Тот же Нисан Лиф…. почти миллион, ВЫ ЧТО С УМА СОШЛИ? Да за такие деньги можно Рав 4 Гибрид взять, аЛиф с трудом можно машиной назвать, чисто городская электричка, нах.. он кому нужен за такие деньги! Тот же Раф 4 Плагин Гибрид, уже 1,5 млн. ШО ЗА ЦЕНЫ? Это сколько я должен буду проехать на тех 100 км. заряда, что бы отбить 500к. Появилась недавно какае-то Электро Киа… пожалуйста, 1,4 млн. да можно 2 Спотретжа взять за эти деньги. Вообщем, цены на электрокары НЕАДЕКВАТНЫЕ, вот они никому и не нужны! Ждем разницы между ДВС и Электро в 100−200к. не больше, А НЕ В 2 РАЗА! тогда может будет спрос!
+
+67
Arsen Salamakha
Arsen Salamakha
8 июля 2021, 10:15
#
Ціни мали б зрівнятися, враховуючи що в електричках немає 30% податків, а ціна батареї впала до 120−150$ за 1 кВт
+
+61
Danconia
Danconia
8 июля 2021, 9:53
#
Рынок перегрет, пусть барыги и инвесторы-перекупы попустятся ценник раза на два поделят тогда будем брать=))
+
+38
notslave
notslave
8 июля 2021, 10:25
#
Китайский powerbank проработал у меня месяц… Я не сяду в китайскую машину. Уж лучше метро, чем китайский автопром.
+
+63
Invul
Invul
8 июля 2021, 11:47
#
А у вас ніхто особливо питати не буде. Те, що вироблено в Китаї стрімко наздоганяє а подекуди вже й переганяє те, що зроблено в інших країнах. Сучасний китайський автопром уже поруч з корейцями і з таким темпом інвестицій і т.д. скоро буде ближче до європейців. Тож розслабтесь та отримуйте задоволення, згадаєте свій пост років за 4−5 :)
+
+27
bonv
bonv
8 июля 2021, 10:50
#
На китайські - ніколи!:)))
+
0
Dsd
Dsd
8 июля 2021, 11:19
#
Надо прекращать производить, условно, 45 видов электрокаров, стиралок, микроволновок и прочее, а то дефицит полупроводников никогда не закончится.
+
+15
archi23
archi23
8 июля 2021, 12:51
#
Никогда, потому что дешевые китайски автомобили в Украине будут стоить как дорогие немецкие
+
+46
bonv
bonv
8 июля 2021, 14:59
#
В Сколково представили первый российский электромобиль. Автомобиль проезжает 100 метров всего за 3 секунды!
— А дальше?
— А дальше все… Вилка из розетки вылетает.
+
+48
bublik
bublik
8 июля 2021, 20:20
#
Просто «фрики» уже купили, а люди умеющие считать и сопоставлять выгоды и неудобства не видят целесообразности в покупке электрокаров.
+
0
preyvanamor
preyvanamor
13 июля 2021, 3:34
#
Українці взагалі на ніякі автомобілі не пересядуть, бо половину зарплати тратять на їжу і комуналку!
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться