Ежемесячно в Украине обнародуют два показателя средней заработной платы: один определяет Пенсионный фонд, второй — Госстат. Как эти данные влияют на доходы наших пенсионеров и почему подсчеты официальной статистики и ПФ совершенно разные, разбирался «Минфин».
Почему украинские пенсионеры получают на 15% меньше, чем могли бы
Различия в подсчетах средней зарплаты Пенсионного фонда и Госстата довольно существенные.
Средняя заработная плата в IV квартале 2020 г.
Месяц | ПФ (грн) | Госстат (грн) |
октябрь | 10 887,46 | 12 174 |
ноябрь | 10 634,72 | 11 987 |
декабрь | 13 320,55 | 14 179 |
Очень похожая картина и по другим периодам. В целом, нет ни одного месяца, где бы показатели двух служб хотя бы примерно совпадали. В среднем разница между ними составляет более 1 тыс. грн.
Читайте также: В Украине установили рекордную среднюю зарплату для расчета пенсий
Для чего ПФ считает зарплату
Алгоритм своего расчета средней заработной платы Пенсионный фонд прописал в своем Постановлении № 4−4 и утверждает этот показатель каждый текущий месяц за позапрошлый, то есть в феврале — за декабрь, в марте — за январь
Именно он фигурирует при расчете пенсий, а точнее является одним из составляющих коэффициента заработной платы. Заработок, который учитывается для назначения пенсии, определяется по формуле в соответствии со статьей 40 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»:
Зп = Зс х (Ск / К)
где:
Зс — расчетная средняя заработная плата на одного человека в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии.
Ск — сумма коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц (Кз1 + Кз2 + Кз3 +… + Кзn)
Кз1 + Кз2 + Кз3 +… + Кзn — определяется путем деления фактической заработной платы застрахованного лица на величину средней заработной платы в Украине за соответствующий период в разрезе каждого месяца. Все помесячные коэффициенты суммируются и делятся на количество месяцев страхового стажа. Получается среднеарифметический коэффициент заработка.
К — количество месяцев страхового стажа, за которые рассчитаны коэффициенты заработной платы (дохода) застрахованного лица.
Например, человек оформлял пенсию в 2020 г. Предположим, его индивидуальный коэффициент заработной платы составляет 2,1. Это означает, что ее зарплата была выше средней по стране в 2,1 раза.
Определяем среднюю заработную плату по Украине за 2017, 2018, 2019 гг:
(6 273,45 + 7 810,88 + 9 205,19) / 3 = 7 763,17 грн
Доумножаем на индивидуальный коэффициент зарплаты:
2,1×7 763,17 грн. = 16 302,66 грн
Мы получили размер заработной платы для расчета пенсии.
Теперь предположим, что вместо показателя средней зарплаты Пенсионного фонда за основу для расчетов взяты данные Госкомстата. Даже если оставить индивидуальный коэффициент заработной платы тем самым, сумма получается заметно больше.
Зп = 2,1 х (7 104 + 8 865 + 10 497) = 18 526,2 грн
Разница в нашем случае 2 223,54 грн означает, что использование для расчетов показателя средней зарплаты Госкомстата позволило бы на 10−15% увеличить размер пенсии. А это, согласитесь, немало.
Почему же тогда не пользуются данным Госстата?
Читайте также: Темпы роста зарплат с начала января достигают 15% по сравнению с 2020 годом
Почему отличаются данные ПФ и Госстата
Разница в показателях Госстата и Пенсионного фонда объясняется разной методикой вычисления средней зарплаты в Украине.
Госстат учитывает данные по субъектам хозяйствования, у которых 10 и больше работников. А Пенсионный фонд — данные всех субъектов хозяйствования.
«Учитывая, что субъекты хозяйствования, где работают менее 10 человек, показывают минимальную заработную плату, а то и более низкую, то показатель средней заработной платы в Пенсионный фонд ниже, чем у Госстата», — объяснил «Минфину» экс-министр соцполитики Андрей Рева.
По его словам, показатель Пенсионного фонда более точен. А вот методика Госстата, которая используется еще с советских времен, уже давно устарела.
Дело в том, что раньше заработная плата на малых и крупных предприятиях не слишком отличалась. Именно поэтому, чтобы упростить подсчеты, данные от предприятий с небольшим штатом просто не учитывались.
«Начиная с 90-х годов ситуация изменилась кардинально. Крупные предприятия закрылись, средние тоже. Зато в структуре экономики выросла доля мелких предприятий. Но их так и не учитывают, как и в советские времена», — рассказал Андрей Рева.
Читайте также: Пенсионный фонд проиндексировал пенсии. Кому и сколько добавили
Когда «малыши» перестанут воровать деньги у пенсионеров
В отличие от Госстата Пенсионный фонд принимает во внимание отчетность всех субъектов хозяйствования. Сравнивая данные двух ведомств, можно увидеть, насколько заработная плата на малых предприятиях влияет на статистическую картину страны.
Обычно небольшие предприятия выплачивают своим сотрудникам зарплатную минималку, по крайней мере официально. В лучшем случае остальное они получают в конверте. В худшем — работников на бумаге переводят на неполный рабочий день, и те получают даже меньше, чем требует государство.
Причина банальная — большая нагрузка на фонд оплаты труда. Справиться с такой нагрузкой небольшим субъектам хозяйствования сложнее, чем крупным компаниям. Поэтому, пока эта проблема не будет решена, банальное повышение минимальной зарплаты не защитит работников и, что не менее важно, будет сдерживать рост пенсий.
Читайте также: Пенсионный калькулятор. Как рассчитать свою пенсию
Комментарии - 25
И был бы соблазн устроить по ним дефолт)
А статья не о том.
ФОПи не хотят платить ЕСВ за работников.
Да и з/п не сильно им платить хотят.
Обычные люди могут инвестировать в ОВГЗ через брокеров.
Только вот 12% в гривнах на три года выглядят изощренным издевательством.
Если б гражданам можно было покупать еврооблигации гос. компаний, под 8−10%.
В долларах)
Как Шевченко.
А вы тут чушь про девальвационный мусор пишите.
1100% за 20 лет — ещё лучше.
Где этот старый Уоррен Баффет?
Или ему девальвационные мусорные облигации не нужны?)
Наверно потому вместо «толп инвесторов» ОВГЗ выкупают гос.банки под 6% эмиссионный рефинанс от НБУ?)
На рыночных условиях эти туалентные бумажки никому не интересны.
1100% за 20 лет — ОВГЗ стало можно купить с 2017 года, потому максимум 4 года)
Також зрозуміло, що «крадуть» вони не з пенсій своїх працівників (кожен може робити заощадження самостійно), а з зарплат чиновників- бюрократів, які просиджують дупи в безкінечних кабінетах і коштів, що йдуть на їх утримання.
С одной стороны, ликвидировать бы спецпенсии.
10% людей получают 30% выплат ПФУ.
При этом выходят на пенсию значительно раньше бы… ла.
Но на это рука не поднимается, недавно хотели новую категорию спецпенсионеров родить.
А с другой — можно придумать 150 причин, лишь бы не платить ЕСВ за наемных рабов.
Пусть они всегда будут нищими.
Это как раз в интересах ФОПов, утилизация рабочей силы.
А всем нынешним спецпенсионерам пересчитать минималку.